Российские биологи воскресили 30-тысячелетнее растение

Травянистое растение обладает маленькими белыми цветками (фото PNAS).
Радиоуглеродный анализ показал, что семенам от 31500 до 32100 лет (фото PNAS).
Травянистое растение обладает маленькими белыми цветками (фото PNAS).
Радиоуглеродный анализ показал, что семенам от 31500 до 32100 лет (фото PNAS).
Более 30 тысяч лет назад грызуны закопали в землю плоды растения с семечками внутри. Российские учёные, выискивая в вечной мерзлоте останки мамонтов, наткнулись на "заначку" древнего животного и вырастили из неё древнейший цветок.

Более 30 тысяч лет назад грызуны закопали в землю плод с семечкой внутри. Российские учёные наткнулись на "заначку" древнего животного и вырастили из неё древнейший цветок.

Ранее израильским учёным удалось воскресить подобным образом косточку финиковой пальмы, которой было около 2000 лет. Но никто из биологов не осмелился бы и мечтать о том, что когда-то удастся вырастить растение, которое существовало на Земле 30 тысяч лет назад.

Уникальное семечко было найдено в одной из 70 нор, сделанных древними грызунами, на берегу реки Колымы, протекающей в Магаданской области, рассказывает BBC. Палеонтологи разыскивали в земле, скованной вечной мерзлотой, останки мамонтов.

"Мы нашли норы для зимней спячки на глубине 20-40 метров от современной поверхности. Наряду с древними растениями в тех же слоях почвы были обнаружены кости крупных млекопитающих – мамонтов, бизонов, шерстистых носорогов, лошадей и оленей", рассказывают исследователи.

По ледяным клиньям учёные установили, что эти земли долгое время были скованы вечной мерзлотой и не оттаивали на протяжении тысячелетий (температура оставляла около -7 °С). Соответственно и содержание нор оставалось в естественном холодильнике всё то время.

Учёным дополнительно сыграло на руку то, что некие грызуны (доисторические белки, барсуки или суслики) прятали запасы в самой холодной части норы. Поэтому семечки вмёрзли в грунт одними из первых.

В статье, которая вскоре будет опубликована в PNAS, учёные рассказали, как они вырастили из обнаруженных семечек самый древний на сегодняшний день воскрешённый биологический материал. Поначалу палеонтологи попытались прорастить сами семена.

Когда из этого ничего не вышло, учёные переключились на составные части плодов, так называемые "плацентарные ткани". В лабораторных сосудах их удалось довести до стадии взрослого растения. Уже через год в распоряжении исследователей были не только растения, но и их плоды с молодыми семенами, пишет Mail Online.

Сотрудники Института биофизики клетки РАН отнесли растения к семейству смолёвок и виду Silene stenophylla. Представители этого вида до сих пор произрастают в некоторых районах сибирской тундры.

Учёные сравнили современное растение и растение из прошлого и пришли к выводу, что в процессе 30-тысячелетней эволюции несколько изменилась форма лепестков цветков, а также разделение полов.

"На сегодняшний день – это удивительный пример экстремального долголетия для высших растений. Одно дело найти семена в вечной мерзлоте и совсем другое — вырастить из них растения, да ещё и не из семян, а из окружающих зародыш тканей", — отмечает Робин Проберт (Robin Probert), глава британского банка семян Millennium.

Российские специалисты полагают, что от полной гибели и замерзания зачатки спасло "сладкое" окружение. Клетки тканей в этой области наполнены сахарозой, которая обычно питает будущее растение. В данном случае вещество сработало как консервант.

Подобные исследования помогут не только воскресить вымершие виды растений, считают учёные, но и исследовать эволюцию флоры, а также изучить климатические изменения, происходившие в истории планеты.

Работы Давида Гиличинского, профессора Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, который участвовал в этом исследовании, но умер всего за несколько дней до выхода статьи, также показывают, что подобным образом можно будет воскресить жизнь Марса, если таковая будет когда-либо найдена в вечной мерзлоте Красной планеты.

Любопытно, что самый долгоживущий организм планеты, который задержался на Земле благодаря самоклонированию, будет всё же постарше древнейшего воскрешённого растения.