Астрономы открыли самый крупный галактический кластер Вселенной

Кластер El Gordo растянулся в пространстве на 8 миллионов световых лет (иллюстрация NASA/CXC/JPL/Rutgers/J. Hughes et al./ ESO/VLT & SOAR).
Американские астрономы нашли самый крупный и к тому же самый горячий кластер галактик. Большую часть массы "Толстяка" (новичка прозвали El Gordo) составляют раскалённые до миллионов градусов Цельсия газ и пыль, а также тёмная материя.

Астрономы из университета Ратжерса нашли самый крупный кластер галактик. Большую часть массы "Толстяка" (новичка прозвали El Gordo) составляют раскалённые до миллионов градусов Цельсия газ и пыль, а также тёмная материя.

Официальное имя кластера двух столкнувшихся галактик - ACT-CL J0102-4915. Учёным его выдал отпечаток, оставленный гигантом в реликтовом излучении, оставшимся после Большого взрыва. Астрономы обнаружили его при помощи телескопа Atacama Cosmology Telescope.

Дальнейшие исследования наземными телескопами показали, что кластер галактик находится в 7 миллиардах световых лет от Земли. То есть мы видим его таким, каким он был 7 миллиардов лет назад, во времена, когда Вселенная обрела лишь половину своего нынешнего возраста.

Затем к работе приступила орбитальная обсерватория Chandra. С её помощью учёные определили, что "Толстяк" содержит разогретый до двухсот миллионов градусов Цельсия газ, излучающий в рентгеновском диапазоне.

После "Чандры" общую картину дополнил "Очень большой телескоп" (Very Large Telescope): астрономы определили скорости отдельных галактик кластера – в среднем около пяти миллионов километров в час. Учёные также высчитали массу El Gordo: она составляет два квадриллиона (1015) масс Солнца. Бóльшая часть массы кластера приходится на тёмную материю и газ.

Исследование рентгеновского излучения El Gordo показало, что "Толстяк" на самом деле представляет собой два сталкивающихся галактических кластера. Рассказ о своей находке учёные подытоживают так: ACT-CL J0102-4915 является самым крупным и горячим кластером галактик из известных на сегодняшний день, да ещё и находящимся на относительно ранней стадии развития.

Астрономы провели компьютерное моделирование, которое показало, что гигантских структур вроде El Gordo во Вселенной должно быть немного, но они всё же могут образовываться (масса "Толстяка" не попирает существующие теории). Прочие подробности – в препринте статьи, которая появилась на сайте arXiv.org.