Учёные опробовали способ записи знаний в мозг человека

Человек, в мозг которого производится запись, в процессе "обучения" может даже не думать о новом предмете, будь то курс для начинающих пилотов, уроки фортепиано или китайский язык (иллюстрация Nicolle Rager Fuller, National Science Foundation).
Нейрофизиологи из США и Японии сделали первый шаг на пути реализации фантастического метода записи новых знаний в мозг человека: воздействуя на зрительную кору головного мозга добровольцев, они улучшили их способность выполнять то или иное задание.

Учёные много лет при помощи функционального магниторезонансного сканирования записывают картины "мозговых волн" людей, производящих те или иные действия. Исследуя полученные данные, учёные получают представление о том, какой отдел мозга за какое действие отвечает.

Специалисты Бостонского университета (Boston University) и лаборатории вычислительной неврологии института передовых телекоммуникационных исследований (ATR Computational Neuroscience Laboratories) пошли дальше и решили проверить, можно ли внедрить в мозг человека чужую "картинку" и будет ли принята другим мозгом, к примеру, запись тренировки какого-нибудь выдающегося атлета.

Пресс-релиз Национального научного фонда США поясняет, как производилась "запись" новых знаний. Сначала учёные собрали образцы активности мозга человека, который выполнял то или иное простое визуальное задание.

Затем при помощи магниторезонансного томографа учёные заставили первичную зрительную кору добровольцев работать по записанному ранее образцу. Как будто человек в томографе выполнял обучение сам. В конце эксперимента учёные проверили, смогли ли добровольцы улучшить свои показатели в выполнении тех или иных заданий.

В статье, вышедшей в журнале Science, учёные пишут, что стимулирование коры привело к тому, что добровольцы стали лучше выполнять данные им визуальные задания.

"Первичная зрительная кора взрослых достаточно пластична, она позволяет проводить визуальное перцептивное обучение", - делает вывод профессор Такео Ватанабэ (Takeo Watanabe). Ранее другие учёные определили, что зрительная работа сопровождается изменениями в зрительной коре головного мозга. Но никто не догадался проверить обратную связь.

А ведь, как выяснилось, люди обучаются даже тогда, когда не имеют представления о том, чему их собственно учат. (Что теоретически даёт возможность воспользоваться этим в плохих целях.)

Исследователи не уточняют, сколько раз необходимо проиграть "запись" для хорошего усвоения материала и как долго держится эффект от таких мозговых тренировок.

К тому же пока нейрофизиологам недоступны другие виды обучения. Ведь человек получает информацию и через другие системы восприятия (участвуют не только глаза, но и рот, нос, мышцы и так далее). То есть выучить человека игре на фортепиано, гольфу или новым языкам, японцам вкупе с американцами пока не удастся.

"Нам ещё предстоит выяснить, будет ли этот метод столь же действенным при других видах обучения", - говорит Мицуо Кавато (Mitsuo Kawato), глава ATR lab.

Тем не менее, появляется надежда на то, что рано или поздно человек сможет закачивать новые знания в мозг, к примеру, как Нео в одном из фильмов трилогии "Матрица". Можно представить себе ситуацию, когда гражданин мира будущего садится перед компьютером, смотрит на экран и за каких-то полчаса "обучается" японскому языку.

Впрочем, применение новинки может быть и менее фантастичным. Многие солдаты и жертвы несчастных случаев страдают от так называемого посттравматического стрессового расстройства. Заполучив новую технологию, медики смогут вылечить такого пациента.

Дополнительное пояснение работы метода в видеоролике ниже.