Из трансгенного риса выделен белок крови человека

Геном риса биологи расшифровали ещё в 2005 году. Поэтому отделить человеческий альбумин от прочих белков риса было не так уж сложно. На снимке обычный (справа) и изменённый рис (фото PNAS)
Исследователи из Китая, США и Канады разработали метод получения белка человеческой крови из генетически модифицированного риса. Новая технология оказалась безопасной и одной из самых эффективных.

Белок под названием человеческий сывороточный альбумин (HSA) используется для создания вакцин и лекарств, его вводят пациентам, потерявшим большое количество крови или имеющим обширные ожоги кожи, а также больным циррозом печени.

Сегодня медики выделяют его из донорской крови, но такой способ не самый безопасный, так как плазма крови может содержать вирусы. Другой вариант: синтез HPA в лаборатории при помощи микроорганизмов и растений, но и он не слишком хорош - даёт малый выход нужного вещества.

Биотехнолог Дайчан Ян (Daichang Yang) из университета Уханя и его коллеги из США и Канады при помощи бактерий рода Agrobacterium внедрили ген, кодирующий альбумин, в геном риса посевного (Oryza sativa). Благо этого растения в Китае хватает. Белок решено было производить в зёрнах риса, так как им самой природой положено хранить полезные вещества для зародыша.

Исследователи отрегулировали процесс таким образом, чтобы нужный ген активировался во время созревания зёрен. В итоге учёные получили девять растений, зёрна которых содержали большое количество альбумина - с одного килограмма такого риса можно получить 2,75 грамма белка.

Такой большой выход рекомбинантного белка из растения получали лишь несколько лабораторий в мире. Это означает, что конечный продукт будет стоить дешевле аналогов, пишут учёные в статье, вышедшей в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследователи показали, что полученный белок химически и физически идентичен HSA, выделенному из плазмы крови. Затем они проверили, как действует рисовый альбумин на организм крыс, больных циррозом печени. Одной группе животных ввели белок из риса, другой – из крови. Анализ показал, что оба вещества действуют одинаково хорошо. Обе группы грызунов шли на поправку, и ни одно животное не показало выраженного иммунного ответа.

Теперь Ян и его коллеги планируют в ближайшие два года провести клинические испытания рисового альбумина на людях.