Открыта способность кожи чувствовать свет

Под воздействием ультрафиолета в меланоцитах начинается выработка меланина. Этот процесс можно зарегистрировать, наблюдая за усиливающейся флуоресценцией соединений кальция, участвующих в реакции на свет (фото Brown University).
Елена (на снимке слева) особо отмечает, что нынешнее открытие отнюдь не означает, что люди могут перестать пользоваться солнцезащитными кремами (фото Mike Cohea/Brown University).
Учёные выяснили, что кожа человека может "видеть" ультрафиолетовое излучение. Они обнаружили гены, которые заставляют работать "глаза" кожи, инициирующие быстрое появление первого загара.

Учёные из США обнаружили гены, которые заставляют работать "глаза" кожи, инициирующие быстрое появление первого загара.

Медикам давно известно, что клетки меланоциты вырабатывают пигмент, благодаря которому поверхность кожи темнеет, а клеточная ДНК получает защиту от опасных ультрафиолетовых лучей, входящих в состав солнечного света.

Ультрафиолетовое излучение условно делится на две части – длинноволновое UVA (составляет примерно 95% УФ-лучей) и коротковолновое UVB (5%). Первые лучи инициируют выработку меланина в течение нескольких минут, после того как человек оказывается на ярком солнце, вторые – спустя несколько дней. Елена Оанча (Elena Oancea) и её коллеги из университета Брауна решили выяснить, какова природа "быстрого загара".

Исследователи изучили работу генов, экспрессия которых происходит в меланоцитах при облучении. Оказалось, что клетки производят родопсин, пигмент, также содержащийся в фоторецепторах сетчатки глаза.

Когда биологи осветили UVA-лучами меланоциты в лаборатории, то они обнаружили значительное увеличение выработки меланина в течение первых 24 часов. Но стоило "выключить" гены, отвечающие за производство родопсина, как кожа потеряла способность быстро увеличивать выработку защитного пигмента.

"То есть стоит вам выйти на солнце, как кожа сразу узнаёт ("видит"), что она подвергается ультрафиолетовому облучению", - заключает Елена. Авторы статьи, вышедшей в Current Biology, полагают, что "зрение" кожи и "быстрый загар" позволяют ей защититься от первичного разрушения ДНК.