У ракообразных обнаружена способность плести шёлк

На этой картинке красным и оранжевым цветом выделены ножки, выпускающие шёлковые нити (иллюстрация Katrin Kronenberger/University of Oxford, David Johnston/University of Southampton)
Миниатюрные амфиподы вида Crassicorophium bonellii производят подобие паучьего шёлка, чтобы строить себе жилища. Это установили биологи из Оксфорда. Нити получаются липкими и нерастворимыми в солёной воде.

Миниатюрные амфиподы вида Crassicorophium bonellii производят подобие паучьего шёлка, чтобы строить себе жилища. Это установили биологи из Оксфорда. Нити получаются липкими и нерастворимыми в солёной воде.

Существа, похожие на креветок, выделяют особый секрет желёз через каналы на ножках. Каждый канал поделён на маленькие канальцы, оканчивающиеся полостью, в которой, вероятно, хранится готовый для плетения состав, рассказывает профессор Фриц Фолльрат (Fritz Vollrath) из университета Оксфорда. Из полостей наружу амфиподы вытягивают волокна. Биологи определили, что шёлк представляет собой смесь биополимеров (гликозаминогликанов) и белков желёз амфипод.

Нити работают как своеобразный морской цемент: ракообразные скрепляют с его помощью песчинки, кусочки растительности, водоросли и даже собственные экскременты. Учёные пока не исследовали свойства нитей, но полагают, что они столь же прочны и эластичны, как и паучий шёлк. Впрочем, шёлк амфипод производится и всю жизнь остаётся в морской воде, а потому стоит ожидать, что у него будут обнаружены особенные свойства, приводит слова профессора Фолльрата BBC News.

В статье, опубликованной в Naturwissenschaften, британские биологи отмечают, что шёлк, скорее всего, появился в арсенале наземных существ (пауков, шелкопрядов) независимо от морских жителей.

Учёные считают, что последующее изучение свойств "морского шёлка" может привести к появлению особых морских клеев или же покрытий, которые бы не позволяли ракушкам закрепляться на днищах судов. Из-за этого заселения корабли испытывают большее соспротивление и вынуждены тратить больше топлива на передвижение. "Как следствие, возрастает стоимость перевозок - ежегодно теряется впустую около $400 миллионов", -   добавляет профессор  Фолльрат.