Астрономы: недра Луны должны скрывать настоящие сокровища

Под корой Луны могут быть запасы платины.

Фото Global Look Press

Фото NASA.

Под корой Луны могут быть запасы платины.
Породы поверхности Луны удивительно бедны драгоценными металлами.
Естественный спутник Земли долго считался бедным драгоценными металлами. Новое исследование показывает, что это не так: в глубинах Селены может скрываться платина и палладий.

Естественный спутник Земли долго считался бедным драгоценными металлами. Новое исследование показывает, что это не так: в глубинах Селены могут скрываться настоящие сокровища.

В распоряжении землян около 400 килограммов лунного грунта, в большинстве своём доставленного американскими экспедициями. Измерив концентрации драгоценных металлов в нём, учёные столкнулись с сакраментальным вопросом "почему так мало".

Разумеется, частично это объясняется происхождением Луны. Согласно наиболее популярной теории её образования, о которой "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) подробно рассказывали, наш спутник появился благодаря столкновению ранней Земли с планетой Тейей. При этом Тейя и заметная часть земного шара превратились в раскалённый газ. Часть вещества этого облака со временем упала на Землю, а из оставшегося образовалась Луна.

Разумеется, на Землю выпали в первую очередь тяжёлые элементы: железо, никель и так далее. Это, кстати, объясняет, откуда у нашей планеты такое большое железное ядро: оно вобрало в себя металл Тейи. Драгоценные металлы тоже тяжёлые и должны были в основном достаться земному шару, а не Селене.

Однако даже с учётом этого "царица ночи" должна иметь больше драгоценных веществ, чем их фактически обнаружили в лунных породах (где это, в конце концов, видано – царица без драгоценностей?).

Породы поверхности Луны удивительно бедны драгоценными металлами.

Группа учёных из Канады и США предположила, что "исчезнувшие" металлы на самом деле на Луне есть, но они не попали на её поверхность.

Учитывая содержание серы в лунных породах, эксперты предположили, что мантия Селены богата сульфидом железа.

"Изучение месторождений полезных ископаемых на Земле показывает, что [скопления] сульфида железа являются отличным местом для хранения драгоценных металлов, таких как платина и палладий", – объясняет первый автор статьи Джеймс Бренэн (James Brenan) из Университета Дэлхаузи в Канаде.

Чтобы проверить свою гипотезу, авторы воспроизвели в лаборатории условия внутри Луны. Исследователи сымитировали предполагаемый состав лунных мантийных пород (в частности, нужную концентрацию серы и железа). Это вещество экспериментаторы подвергли воздействию экстремальных температур и давлений. Учёных интересовало, сколько сульфида железа при этом получается.

Выяснилось, что соединение образуется во вполне достаточных количествах, чтобы "пленить" платину и палладий и не дать им излиться на поверхность с базальтовыми лавами.

Правда, авторы отмечают, что запасы драгоценных металлов на Луне могут быть, увы и ах, слишком бедными для промышленной разработки.

Конечно, проведённый эксперимент – лишь косвенное подтверждение гипотезы о "запертых" в мантии Селены металлах. Чтобы проверить её напрямую, нужны образцы мантийных минералов.

Но подобные образцы – огромная редкость даже на Земле, вдоль и поперёк исхоженной геологами. Нужных лунных пород в распоряжении геохимиков пока просто нет.

Как показывают данные орбитальных аппаратов, глубокие геологические слои Луны могут быть обнажены в кратерах Шрёдингер и Зееман в бассейне Южный полюс – Эйткен.

К слову, именно этот бассейн, расположенный на обратной стороне Луны, сейчас исследует китайский луноход Чанъэ-4. Правда, ровер едва ли будет спускаться в эти кратеры. Это привлекательная научная цель для будущих лунных экспедиций.