Секрет "полуросликов": эволюция не даёт расти африканским охотникам-собирателям

Рост взрослых мужчин-пигмеев – от 124 до 150 сантиметров, а женщины и того ниже.

Фото Global Look Press.

Долгое время для учёных оставалось загадкой, чем обусловлен низкий рост пигмейских народов, живущих в тропических лесах Африки. Самый большой генетический анализ этой группы помог найти ответ.

В африканских тропических лесах обитают народы охотников-собирателей под названием пигмеи, что в переводе с греческого означает "карлики" (дословно "люди величиной с кулак").

Название себя полностью оправдывает: рост взрослых мужчин-пигмеев редко превышает полтора метра (то есть они примерно на четверть метра ниже среднестатистических мужчин). Однако учёные долгое время не могли понять, чем обусловлена эта характеристика.

В 2018 году исследователи сравнили генетические данные представителей пигмейского народа батва, который населяет непроходимые леса Африки, и низкорослых жителей Андаманских островов в Индийском океане. Оказалось, что в обеих популяциях произошли одни и те же генетические изменения, которые влияют на связывание факторов роста. То есть речь в данном случае идёт о конвергентной адаптации – эволюционном процессе, который происходит параллельно в различных группах, проживающих в сходных условиях.

В ходе новой работы международная команда учёных решила подробнее изучить генетические данные африканских пигмеев, чтобы понять причины развития этой адаптации.

Как уже упоминалось, низкорослые народы обитают исключительно в лесах жарких стран. Они охотятся на обезьян и антилоп, ловят рыбу, собирают дикие фрукты и овощи.

Некоторые антропологи предполагают, что маленький рост даёт представителям этой группы преимущество в жарких и влажных условиях: охлаждение тела (с помощью потоотделения и других процессов) происходит проще, если размер тела меньше.

Есть и другая гипотеза. Жителям африканских тропиков долгое время приходится бороться с многочисленными инфекционными заболеваниями, включая гепатит В и С. Возможно, гены, которые обеспечивают защиту от подобных болезней, "непреднамеренно" повлияли и на снижение уровней гормона роста.

В поисках ответов научная группа, которую возглавили учёные из Института Пастера в Париже, провела анализ ДНК из существующих баз. Эти базы были созданы после сбора образцов слюны и крови примерно у 300 африканских охотников-собирателей из тропических лесов Камеруна, Габона и Уганды, а также у 300 человек из групп фермеров, которые жили поблизости в более благоприятных и "продвинутых" условиях.

Анализ данных проводил компьютерный алгоритм, который вычисляет вероятность того, как возникли определённые участки ДНК – по чистой случайности или в результате естественного отбора.

В результате у представителей всех популяции охотников-собирателей был найден "сигнал естественного отбора" в пределах короткого отрезка ДНК на восьмой хромосоме. У их соседей-фермеров этот "сигнал" отсутствовал.

Авторы работы поясняют, что этот генетический регион помогает регулировать работу гена TRPS1, который играет важную роль в развитии скелета. Это говорит о том, что естественный отбор особенно "благоприятствовал" низкому росту в этой группе, говорят специалисты.

Однако анализ выявил также "сигналы естественного отбора" в генах, связанных не с ростом, а с иммунитетом: они кодируют белки, которые защищают организм от различных типов вирусов. Как и в случае с TRPS1, этот сигнал был выражен у охотников-собирателей, но не у фермеров.

Это открытие свидетельствует о том, что невысокий рост и усиленная защита от вирусов были критически важными адаптациями для жизни в африканских тропических лесах. Но скорее всего, это были "независимые цели эволюции".

Авторы надеются, что в будущем результаты их исследования пригодятся медикам при разработке более эффективных препаратов для этой группы населения.

Не менее полезными новые данные могут быть и для антропологов и популяционных генетиков. В мире осталось не так много людей, выживающих благодаря охоте и собирательству, и их изучение помогает лучше понять важнейшие процессы, которые происходили в прошлом, когда такой образ жизни вели наши предки.

О проделанной работе авторы отчитались в статье, представленной в журнале Current Biology.

Кстати, ранее учёные провели анализ ДНК пигмеев с индонезийского острова Флорес, чтобы узнать, являлись ли их предками древние люди, известные как "хоббиты".

Также авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, как искусственный интеллект научили предсказывать рост человека и с какими рисками может быть связан высокий рост у мужчин.

Напомним и о других любопытных исследованиях, показавших, что от роста во многом зависят отношения в паре и даже продолжительность жизни.