В Австралии обнаружили около сотни вулканов юрского периода

Нынешняя австралийская пустыня в юрское время была весьма вулканически активна.

Иллюстрация Zina Deretsky/Wikimedia Commons.

Зелёный континент испещрён нефтяными и газовыми скважинами, но и здесь геологов порой ожидают сюрпризы. Под толщами осадочных пород обнаружилось около сотни погребённых вулканов, извергавшихся во времена динозавров.

Открытие описано в научной статье, опубликованной в журнале Gondwana Research учёными из Великобритании и Австралии.

Бассейн Купера-Эроманги (Cooper-Eromanga Basins) – крупнейший нефтегазоносный бассейн в Австралии из расположенных на суше. Разведка и добыча углеводородов идёт там более 60 лет. Тем не менее до сих пор от геологов ускользала уникальная особенность этого региона.

Авторы нового исследования объединили множество данных, собранных самыми разными путями. Здесь и анализ образцов, поднятых со дна скважин, и сейсмические данные, и точные измерения силы тяжести и магнитного поля.

Сложив вместе кусочки паззла, учёные обнаружили, что имеют дело с древней вулканической провинцией. Они насчитали около сотни вулканов, извергавшихся 180 –160 миллионов лет назад, то есть в юрский период.

Авторы описали множество погребённых под сотнями метров осадочных пород кратеров и лавовых потоков, а также древние магматические камеры, некогда питавшие огнедышащие горы.

Как объясняют геологи, в то время местный ландшафт был богат водой. Потоки лавы заливали пейзаж, изобилующий реками, озёрами и болотами. Ныне же этот регион Австралии большей частью представляет собой пустыню.

"В то время как большая часть вулканической активности Земли происходит на границах тектонических плит или на дне океанов, этот древний юрский [вулканический] мир развивался глубоко в недрах австралийского континента", – говорит соавтор исследования Саймон Холфорд (Simon Holford) из Университета Аделаиды.

Напомним, впрочем, что Австралии как отдельного материка тогда не существовало. Нынешний Зелёный континент был частью суперконтинента Гондвана.

Открытую область древнего вулканизма назвали вулканической провинцией Уорни (Warnie Volcanic Province). Этим учёные увековечили название первой разведывательной скважины Warnie East 1, пробуренной в бассейне Купера-Эроманги в 1985 году и показавшей наличие вулканических пород юрского периода. Как отмечается в пресс-релизе, попутно геологи выразили почтения легендарному австралийскому игроку в гольф Шену Уорну (Shane Warne).

Нынешнее открытие ещё раз доказывает, что даже в, казалось бы, хорошо изученных геологами областях земного шара могут скрываться неизвестные древние вулканические регионы. Это значит, что учёных, возможно, ждут новые сюрпризы.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о раскопках грязевого вулкана на Тамани, о древнейшем изображении извержения и о возрасте вулканов Восточного Саяна. Также мы говорили об ударе, который вулканы могли нанести динозаврам.