Обнаружена одна из самых больших чёрных дыр в видимой Вселенной

Чёрная дыра в центре галактики Holm 15A имеет массу в 40 миллиардов солнц.

Иллюстрация NASA.

Астрономы давно подозревали, что в центре галактики Holm 15A находится нечто необычное. Данные с самого большого в мире телескопа позволили выяснить, что речь идёт о логове "монстра", который массивнее Солнца в 40 миллиардов раз. Это одна из самых больших чёрных дыр, известных астрономам, и самая большая, масса которой была измерена по движению звёзд.

Открытие описано в препринте научной статьи, опубликованном на сайте arXiv.org группой астрономов из Германии.

Holm 15A – ярчайшая галактика скопления Abell 85. А вот центральная часть (ядро) у неё необычайно тусклая. Она в сотни раз менее яркая, чем любое другое подробно изученное ядро галактики близкого типа (эллиптического или спирального S0). Яркость ядра убывает от периферии к центру почти по экспоненте.

Понять, что же находится в центре этой галактики, астрономам помогли наблюдения на самом большом в мире оптическом телескопе VLT с использованием приёмника MUSE. Использовав эти уникальные данные, специалисты смоделировали движение звёзд в "сердце" Holm 15A.

Оказалось, что светила обращаются вокруг необычайно массивной чёрной дыры. Её масса составляет 40 ± 8 миллиардов солнечных. Такие параметры делают эту чёрную дыру одной из самых массивных из известных астрономам.

Да, это ещё не рекорд. Например, масса чёрной дыры в квазаре TON 618 оценивается и вовсе в 66 миллиардов солнц. Однако масса "хозяйки" Holm 15A была измерена благодаря движению звёзд вокруг неё. Это самый точный метод определения массы. В классе чёрных дыр, масса которых определена этим способом, именно центральный объект Holm 15A – самый тяжёлый.

Авторы ответили и на вопрос, откуда взялось этакое чудо. По их расчётам, галактика Holm 15A – результат столкновения и слияния двух звёздных систем. В ядре каждой из них находилась своя сверхмассивная чёрная дыра. Слившись, они образовали центральный объект Holm 15A.

Напомним, что чёрные дыры очень интересуют астрономов, так как помогают проверить фундаментальные физические теории. Прежде всего речь идёт об общей теории относительности Эйнштейна, трактующей гравитацию как искривление пространства-времени.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о новом способе "взвешивания" сверхмассивных чёрных дыр. Рассказывали мы и о первом прямом изображении "космической хищницы".