Хороших не тронут: новые вещества уничтожат только "плохих" бактерий

Результаты работ могут помочь в создании новых селективных антибиотиков.

Иллюстрация Universität Konstanz.

Фото Global Look Press.

Результаты работ могут помочь в создании новых селективных антибиотиков.
Новые средства будут нацеливаться только на определённые виды бактерий.
Появление антибиотиков спасло жизнь миллионам людей. Однако их широкое применение способствует появлению опасных супербактерий и нарушению баланса кишечной микробиоты, ведь антибиотики уничтожают всех бактерий. Специалисты решили создать более совершенные средства с подправленным "прицелом".

Важность антибиотиков трудно переоценить. Они помогают медикам справляться со многими инфекциями, которые в прошлом уносили немало человеческих жизней. Но у медали, как известно, две стороны: такие средства не могут отличить болезнетворные микроорганизмы от полезных микробов и уничтожают всех без разбора. Всё это нарушает хрупкий баланс кишечной микробиоты (сообщество бактерий, вирусов и других организмов).

Исследователи из Констанцского университета, Германия, и Университета Дьюка, США, предлагают решить эту проблему при помощи так называемых селективных антибиотиков, нацеленных на конкретные виды бактерий.

Как уже отмечалось выше, в организме каждого человека присутствует огромное количество вирусов, архей и бактерий, многие из которых положительным образом сказываются на пищеварении и других важнейших процессах. А уменьшение разнообразия и изменение их состава может привести к возникновению многих заболеваний.

Зачастую кишечная микробиота страдает именно от антибиотиков, чрезмерный приём которых, к слову, приводит к возникновению и распространению опасных супербактерий.

Как пишут немецкие учёные, мультирезистентные бактерии начинают представлять всё большую опасность для людей, поэтому необходимы новые антибиотики и другие средства борьбы с "врагами".

В рамках недавней работы специалисты обнаружили антибиотические свойства природного вещества, которое до недавнего времени считалось простой сигнальной молекулой синегнойной палочки.

Специалисты разработали и исследовали его синтетическую версию, которая оказалась удивительно эффективной в борьбе с бактерией вида Moraxella catarrhalis. Напомним, что именно этот микроорганизм провоцирует возникновение среднего отита, особенно часто у детей.

Важно, что разработка подавила рост описанных выше патогенов, не трогая при этом другие бактерии, даже близкородственные.

На сегодняшний день специалисты точно не знают, как именно работает полученное вещество – это они намерены выяснить в будущем. Пока же учёные предполагают, что оно влияет на метаболизм бактерий.

Новые средства будут нацеливаться только на определённые виды бактерий.

В рамках другой работы группа специалистов, в которую вошли члены команды, проводившие первое исследование, разработала ещё одно селективное средство для борьбы с малярийным паразитом.

Прежде чем атаковать клетки крови, паразит обычно выжидает некоторое время в клетках печени, в это время своего жизненного цикла он наиболее уязвим. Новое средство нацеливается на "врага" именно на этом этапе.

Как считают учёные, полученные результаты обеих работ помогут создать новые селективные антибиотики, которые смогут бороться с конкретными бактериями. Всё это поможет избежать многих негативных последствий, вызванных приёмом антибиотиков, и сохранит разнообразие и состав полезных микробов.

Результаты первого исследования представлены в научном издании Chemical Science. Научная статья по итогам второй работы опубликована в журнале Chemical Communications.

К слову, ранее учёные нашли соединение, которое "отбирает" лекарственную устойчивость у бактерий, вызывающих туберкулёз.

Кроме того, авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о методе, который помешает опасным бактериям обмениваться "оружием" против антибиотиков.