Смельчаки отправляются на тростниковом судне по маршруту древних египтян

Гёрлиц имеет большой опыт в путешествиях на тростниковых судах. На фото его экспериментальная лодка Dilmun S.

Фото Global Look Press.

Гёрлиц с макетом судна Abora IV.

Фото Global Look Press

Могли ли древние египтяне достичь Чёрного моря? Чтобы проверить это, добровольцы собираются проделать подобное путешествие на тростниковом судне (правда, в обратную сторону). Лодку планируется спустить на воду уже сегодня, 1 августа 2019 года, а менее чем через три недели смельчаки отчалят от берега.

О путешествиях египтян в Чёрное море писал древнегреческий историк Геродот. Многие его сообщения по другим вопросам подтверждаются современной наукой. Но он также рассказывал и о грифонах, стерегущих золото в Гиперборее, о людях с пёсьими головами и других чудесах. Что в красочных сочинениях древнего грека правда, а что вымысел? Проверить это вызвалась команда во главе с немецким исследователем Домиником Гёрлицом (Dominique Görlitz).

Протяжённость маршрута экспедиции составит почти 1300 километров. Он пролегает из болгарского порта Варна на Чёрном море через Босфор и Эгейское море до острова Крит. Достигать берегов Африки путешественники не планируют, поскольку историкам давно известно о контактах Древнего Египта с минойской цивилизацией Крита. Поэтому, если судно дойдёт до Крита, возможность путешествий египтян в Чёрное море будет доказана.

В плавание отправятся 24 человека из восьми стран, включая добровольцев разных профессий (среди волонтёров есть электрик, работник почты и так далее). Некоторые из них участвовали в предыдущих экспедициях Гёрлица.

Напомним, что исследователь – отнюдь не новичок в подобных начинаниях. В 1999 году он добрался на тростниковом судне "Абора I" с острова Сардиния до города Пьомбино в материковой Италии. В 2002 году на "Аборе II" Гёрлиц доплыл из египетской Александрии до Кипра и обратно, доказав, что подобные экспедиции были возможны даже в каменном веке.

Наконец, в 2007 году "Абора III" вышла из Нью-Йорка, намереваясь достичь Испании. На сей раз путешественник пытался доказать осуществимость контактов между Древним Египтом и Новым Светом (на такие связи указывают некоторые археологические находки, интерпретация которых, впрочем, остаётся спорной). Однако после двух месяцев плавания и нескольких жестоких штормов эта экспедиция была прервана. Экипаж тростниковой лодки перешёл на более современное судно сопровождения.

Гёрлиц с макетом судна Abora IV.

Нынешнее транспортное средство Гёрлица называется "Абора IV". Судно сделано из тростника и имеет в длину 14 метров. При его создании археолог-экспериментатор руководствовался древними наскальными рисунками, найденными в Египте и на Кавказе.

Технические детали археологу подсказали представители народа аймара, живущего на озере Титикака и имеющего многовековую традицию строительства тростниковых лодок. К слову, индеец Фермин Лимачи (Fermin Limachi), консультировавший учёного, в своё время помог Туру Хейердалу построить его знаменитое тростниковое судно "Ра".

Корпус судна состоит из больших пучков тростника, связанных верёвками. В общей сложности на строительство ушло 12 тонн тростника и два километра верёвки.

Также на судне установлена деревянная мачта с двумя парусами. Первый из них имеет площадь 62, а второй – 40 квадратных метров. На судне сооружены две тростниковые "каюты" для сна и отдыха.

Как сообщает агентство AFP, спуск судна на воду запланирован на 1 августа 2019 года. После этого "Абора IV" будет две с половиной недели впитывать воду. Впитав от 5 до 10 тонн воды, лодка приобретёт нужную осадку и остойчивость. Напомним, что остойчивость (именно через "о") – это способность судна сопротивляться внешним силам, стремящимся его накренить и перевернуть, в частности ветру и волнам. Плавание начнётся в середине августа.

Археолог поясняет, что тростниковый корабль не может пойти ко дну, даже если потерпит крушение. В крайнем случае его обломки сыграют роль спасательного круга для экипажа.

В пути смельчакам угрожает опасность столкновения с современными грузовыми судами. Чтобы избежать подобной катастрофы (которая древним египтянам, конечно же, не грозила), путешественники берут на борт средства радиосвязи и спутниковой навигации.

Сам Гёрлиц главной предстоящей трудностью считает сложные островные шельфы Эгейского моря.

Напомним, что ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о беспилотном паруснике, пересёкшем Атлантику, и о том, зачем бесстрашные викинги брали в плавание кошек.