Радиация и биологическое оружие: в Китае уничтожают самых заразных в мире комаров

Азиатские тигровые комары переносят опасные заболевания.

Фото Pixabay.

Фото Pixabay.

Азиатские тигровые комары переносят опасные заболевания.
Эксперимент уменьшил число укусов местных жителей комарами на 97%.
На двух испытательных площадках Поднебесной учёные опробовали новый метод борьбы с комарами, которые переносят опасные заболевания. Как сообщается, технология эффективна и совершенно безопасна для человека.

На двух испытательных площадках Поднебесной учёные опробовали новый метод борьбы с комарами. Для истребления насекомых исследователи использовали радиацию и биологическое оружие. Звучит устрашающе, но эта технология совершенно безопасна для человека, а главное, позволяет эффективно бороться с переносчиками опасных заболеваний.

Мишенью биологов были азиатские тигровые комары (Aedes albopictus). Напомним, что этот вид переносит вирус Зика и лихорадку денге. Авторы исследования называют этих насекомых самыми инвазивными (заразными) комарами в мире.

Как бороться с таким злом? Простейшее решение состоит в том, чтобы использовать яды. Но инсектициды, увы, опасны не только для комаров. Они наносят вред окружающей среде и здоровью человека.

Поэтому уже несколько лет разрабатываются другие подходы. Напомним, что кусаются только самки комаров и только в период размножения. Кровь жертвы нужна им для того, чтобы успешно произвести потомство.

Что, если выпустить в окружающую среду насекомых, не способных к размножению? Например, это могут быть самцы, стерилизованные с помощью радиации. В таком случае как минимум часть "диких" самок спарится не с "полноценными мужчинами", а с "засланными казачками". И тогда акт большой и чистой комариной любви попросту не даст результата. Самка умрёт от старости, не оставив потомства и не укусив человека.

На этом и основана технология стерилизации насекомых (sterile insect technique). Но она не столь эффективна, как хотелось бы. Облучение наносит удар не только по фертильности самца, но и по его жизнеспособности и привлекательности для самки. Поэтому разборчивые дамы зачастую предпочитают необлучённых сородичей.

Есть и другой подход, о котором "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) уже рассказывали. Он заключается в том, чтобы заражать самцов бактериями из рода вальбахий. Эта инфекция не может передаваться человеку. Зато комара она опять-таки делает бесплодным, но лишь в том случае, если он спаривается с самкой, которая сама не заражена микробом того же штамма. Если же инфицированы оба родителя, у них, как ни странно, получается потомство.

Получается, что заражённых насекомых, разведённых на специальных "фермах", нужно сортировать по полу. Это трудоёмкий процесс. К тому же такая фильтрация всегда не идеальна: в окружающую среду всё равно выпускается некоторое количество заражённых вольбахией самок, которые, спариваясь с такими же самцами, всё же дают потомство.

Эксперимент уменьшил число укусов местных жителей комарами на 97%.

Однако исследователи нашли способ совместить эти два метода так, чтобы скомпенсировать их недостатки. Они воспользовались тем, что самки более уязвимы перед радиацией, чем самцы.

Учёные заражали всех комаров вольбахией, а потом подвергали воздействию облучения небольшой дозы. Радиация в итоге делала стерильными самок, но не вредила самцам.

В конце концов комары обоих полов были заражены бактерией. Но самки не могли дать потомство из-за перенесённого облучения. Это делало ненужной сортировку по полу. В то же время самцы, заражённые вольбахией, сохраняли свою мужскую неотразимость и успешно соблазняли ничего не подозревающих "диких" самок, у которых в результате также не появлялось потомства.

Конечно, выпущенные стерильные самки отвлекали на себя некоторое количество "самцов-диверсантов", которые вместо них могли бы спариться с "дикими" самками и лишить их материнского счастья. Но, с другой стороны, они увлекали за собой и часть "диких" самцов, которые в результате не составили партию способным к размножению комарихам.

Главная же выгода новой технологии заключалась в том, что теперь комаров не нужно было сортировать по полу. Поэтому насекомых можно было выпускать в гигантских количествах. В некоторых случаях в неделю на каждый гектар "подопытной" территории вылетало до 160 тысяч заражённых вольбахией самцов.

Технология была испытана в двухлетнем эксперименте на двух речных островах в городе Гуанчжоу. До вмешательства биологов эта местность отличалась самыми высокими в Китае темпами распространения лихорадки денге.

В итоге результаты превзошли даже самые оптимистичные ожидания учёных. Количество комариных яиц, из которых вылупились личинки, упало на 94%. Иногда учёные на протяжении целых 13 недель не могли найти ни одного жизнеспособного яйца. На 83–94% снизилось количество самок комаров. Порой исследователи не замечали ни одной комарихи за шесть недель.

Количество укусов, которым подверглись местные жители, также уменьшилось на 97%. К слову, это резко изменило их отношение к проекту. Поначалу обыватели настороженно отнеслись к учёным, выпускающим на островах целые тучи комаров.

Разумеется, метод не идеален. В частности, биологам ещё предстоит придумать, как применять его в местах, куда непрерывно прибывает поток новых комаров в результате миграций (на островах учёные были избавлены от этой заботы).

"Наша цель состоит в том, чтобы использовать эту технологию для создания защищённой зоны, свободной от переносчиков болезней", – заключает лидер исследовательской группы Чжиюн Си (Zhiyong Xi) из Мичиганского университета.

Научная статья исследователей опубликована в журнале Nature.

К слову, ранее "Вести.Наука" писали о генно-модифицированных комарах, которых выпускают, чтобы бороться с лихорадкой денге. Генная модификация мешает насекомым также переносить малярию.