Насекомые всему голова: кузнечики и шелкопряды содержат больше антиоксидантов, чем апельсиновый сок

Некоторые насекомые содержат больше антиоксидантов, чем свежевыжатый апельсиновый сок.

Фото с сайта pixabay.com.

Итальянские учёные выяснили, что кузнечики и шелкопряды содержат большое количество антиоксидантов. Похожую, хотя и менее выраженную антиоксидантную активность демонстрирует свежевыжатый апельсиновый сок. Кроме того, по некоторым важным параметрам насекомые превосходят даже оливковое масло.

В растительной пище содержится много антиоксидантов, которые предотвращают развитие сердечно-сосудистых заболеваний, защищают мозг от возрастных нарушений и даже снижают риск развития опасного заболевания глаз, а ещё замедляют процессы старения.

Дело в том, что антиоксиданты ослабляют или нейтрализуют действие свободных радикалов. Последние повреждают белки, липиды, нуклеиновые кислоты и другие виды биомолекул. Повреждение клеток свободными радикалами приводит к нарушениям в работе организма, окислительному стрессу и, как следствие, старению.

Как некоторое время назад выяснили специалисты, больше всего высокоактивных антиоксидантов содержится в грибах. Недавно же итальянские учёные заявили, что хорошим источником этих веществ также могут стать насекомые. Причём по показателю антиоксидантной активности эта пища может составить серьёзную конкуренцию оливковому маслу и апельсиновому соку.

Кроме того, насекомые очень питательны, не зря учёные предлагают людям присмотреться к ним как к пище будущего.

Но в рамках недавней работы специалисты впервые определили содержание в них именно антиоксидантов.

Для этого исследователи взяли 12 пригодных для еды насекомых и членистоногих. В их число вошли не только привычные многим муравьи и кузнечики, но и экзотические существа: тарантулы, скорпионы и водомерки.

Несъедобные части, такие как крылья и жала, были удалены, после чего насекомых измельчили и разделили на жир и сухой остаток, который можно растворить в воде или жире. Затем обе части протестировали на содержание антиоксидантов.

"Чтобы в дальнейшем сравнить результаты, мы измерили количество антиоксидантов в свежевыжатом апельсиновом соке и оливковом масле – продуктах, которые, как известно, обладают высокой антиоксидантной активностью", – объясняет ведущий автор исследования профессор Мауро Серафини (Mauro Serafini).

В результате водорастворимые экстракты кузнечиков, шелкопрядов и сверчков показали самую высокую антиоксидантную активность – в пять раз выше, чем показатель свежевыжатого апельсинового сока. В то же время содержание этих полезных веществ в гигантских цикадах, водяных жуках, чёрных тарантулах и чёрных скорпионах оказалось ничтожным.

Авторы исследования, впрочем, отмечают, что приведённые цифры актуальны именно для порошка из насекомых, а его принять внутрь многим намного сложнее, чем апельсиновый сок. Но даже если порошок развести в воде, то содержание в нём витамина С, полифенолов и прочих антиоксидантов составит 75% от количества, содержащегося в апельсиновом соке.

Что же касается оливкового масла, то оказалось, что жир гигантских цикад и шелкопрядов демонстрирует вдвое большую антиоксидантную активность, чем этот продукт.

Учёные отмечают, что полученные результаты очень обнадёживающие. Они означают, что насекомые вполне могут заменить собой традиционные виды мяса, хотя большей части населения планеты такая идея может показаться совсем не привлекательной.

Тем не менее вполне возможно, что именно переход на такую пищу позволит сократить вредные выбросы в атмосферу: по некоторым данным, из-за животноводства в атмосферу выбрасывается 14,5% всех парниковых газов. Если реализуются прогнозы ООН, согласно которым к 2050 году население Земли достигнет 9,7 миллиарда человек, то продовольствия миру понадобится вдвое больше, чем в настоящее время. Это значит, что вырастет и количество выбросов парниковых газов в атмосферу, а стало быть, усилится парниковый эффект. Употребление в пищу насекомых может стать экологичной альтернативой животноводству и позволит сберечь экологию.

"По крайней мере два миллиарда человек, то есть четверть населения мира, регулярно употребляют насекомых в пищу. Осталось убедить остальные шесть миллиардов в том, что это не такая уж и плохая идея. Если люди поймут, что такая еда полезна, то это поможет решить многие климатические и экологические проблемы", – заключает Серафини.

Впрочем, результаты нынешней работы являются предварительными: нужно будет провести дополнительные исследования, чтобы выяснить, насколько хорошо питательные вещества из организмов насекомых будут всасываться в кишечниках людей. Учёные надеются, что опыты на животных и клинические испытания прояснят этот вопрос.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Frontiers in Nutrition.

Добавим, что ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о приготовлении хлеба из насекомых и о том, что европейские супермаркеты планируют начать продажу мясных блюд из насекомых.

Также учёные поднимали вопрос полезности антиоксидантов: оказывается, некоторые из них могут привести к раку лёгких.