В Греции найдены древнейшие в Евразии останки Homo sapiens

Образец Apidima 2 (справа) и его реконструкция (слева). Череп, скорее всего, принадлежал неандертальцу.

Иллюстрация Katerina Harvati, Eberhard Karls/Universität Tübingen.

Образец Apidima 1 (справа) и его цифровые реконструкции (в центре и слева). Этот череп на сегодняшний день является самым старым черепом сапиенса, найденным в Евразии.

Иллюстрация Katerina Harvati, Eberhard Karls/Universität Tübingen.

Между ними было 30 сантиметров и 40 тысяч лет: в греческой пещере найдены черепа неандертальца и сапиенса. Судя по возрасту последнего, график миграций наших предков из "африканской колыбели" снова придётся переписывать.

В 1970-х годах в пещере под названием Апидима на юге Греции исследователи обнаружили два неполных окаменелых черепа гомининов. Тогда точно установить их принадлежность не удалось. Однако недавно международная команда учёных вернулась к изучению находок и использовала современные методы датирования и визуализации, чтобы выяснить, кому же принадлежат эти останки.

Авторы заявляют, что результаты этой работы могут сильно изменить некоторые существующие представления антропологов.

Специалисты окрестили черепа Apidima 1 и 2 (по названию пещеры). Оказалось, они принадлежат представителям рода люди, но относятся к разным видам, жившим в разное время.

Из-за сильных повреждений и деформаций потребовалось провести компьютерную томографию и создать 3D-реконструкцию, чтобы выявить ключевые анатомические черты найденных черепов.

В результате образец Apidima 1 был определён как череп сапиенса (в пользу этого свидетельствует характерное скругление задней части). По словам авторов работы, этот череп больше всего напоминает окаменелости наших предков возрастом около ста тысяч лет и сочетает черты современных и более примитивных сапиенсов.

Между тем второй череп явно принадлежал неандертальцу (одна из характерных черт – крупные и сильно нависающие над глазницами надбровные дуги). Он имеет сходство с неандертальскими черепами, найденными в Гибралтаре и Италии.

Но самое интересное – это возраст черепов. Хотя они были найдены всего в 30 сантиметрах друг от друга, на временной шкале между ними целых 40 тысяч лет.

В частности, датировка второго черепа показала, что ему 170 тысяч лет. В эти времена неандертальцы действительно населяли Европу, так что тут ничего удивительного.

А вот возраст первого черепа учёные оценили в 210 тысяч лет. Таким образом, образец Apidima 1 является самой древней из известных окаменелостей людей разумных в Европе. И, соответственно, открытие сдвигает дату появления сапиенсов в этом регионе на невероятные 150 тысяч лет назад.

Напомним, что, согласно общепринятой версии антропологов, человек разумный появился на Земле около 300 тысяч лет назад. Много позже он покинул свою "африканскую колыбель" и лишь 60 тысяч лет назад "колонизировал" большинство других земель (Азию, Австралию).

Впрочем, судя по некоторым окаменелостям, наши предки появлялись в Евразии "набегами" 120 и даже 170 тысяч лет назад.

Если же возраст новых находок из Греции подтвердится, то окажется, что сапиенсы мигрировали из Африки ещё раньше и преодолели ещё большее расстояние, чем считалось.

Антропологи полагают, что такие миграции не были "успешными". Если говорить конкретно о территории современной Греции, то, судя по всему, сапиенсов оттуда в итоге вытеснили неандертальцы.

Впрочем, это лишь догадка. Доподлинно неизвестно, откуда наши предки прибыли на юг Европы и что с ними потом произошло. Хотя специалисты считают, что наиболее вероятный путь миграции – из Африки через Ближний Восток.

Добавим, что первоначально считалось, что черепам из греческой пещеры около 160 тысяч лет. Но в отношении этой цифры всегда оставались сомнения. Останки, как уже упоминалось, находились рядом и были зажаты между двумя стенами пещеры. Из-за этого окаменелости рассматривались вне археологического или палеонтологического контекста, который мог бы уточнить датировку (например, можно было бы оценить возраст останков животных или орудий в соответствующем слое почвы). Не имея такой возможности, команда, чтобы установить возраст самих черепов и окружающей их породы – брекчии, прибегла к датировке уран-ториевым методом.

Научная статья по итогам этой работы представлена в журнале Nature.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о том, что карта миграций наших предков может измениться из-за одной кости и что расселение людей из Африки оказалось возможным отследить по внутреннему уху.