Идеальный убийца: найден динозавр с устрашающим оружием

Динозавр имел небольшие размеры, но был опасным хищником.

Иллюстрация Rodolfo Nogueira.

Иллюстрация Rodolfo Nogueira.

Динозавр имел небольшие размеры, но был опасным хищником.
При ходьбе ящер опирался на один палец каждой ноги.
Велоцирапторы известны своими ужасными серповидными когтями. Однако недавно обнаруженная рептилия была вооружена ещё более впечатляюще. Её орудия убийства просто не имеют аналогов.

Велоцирапторы известны своими ужасными серповидными когтями. Однако недавно найденная рептилия была вооружена ещё более впечатляюще. Ещё ни у одного динозавра не находили ничего подобного.

Речь идёт о виде Vespersaurus paranaensis, недавно обнаруженном на юге Бразилии. Ящер жил около 85 миллионов лет назад, то есть в меловом периоде. По сохранившимся останкам палеонтологи восстановили пояс верхних и нижних конечностей, сами конечности, позвонки и фрагменты черепа.

Находка описана в научной статье, опубликованной в журнале Scientific Reports международной группой исследователей.

Весперозавр не был гигантом. Длина его тела, вероятно, составляла 1,6 метра, высота – 80 сантиметров, а вес – около 15 килограммов. Но небольшой рост не мешал ему быть первоклассным убийцей.

Во-первых, кости V. paranaensis по количеству полостей напоминают птичьи. Скелет хищника был лёгким, что, вероятно, позволяло ему весьма быстро бегать. Во-вторых, пасть динозавра была полна острых зубов. Но самое грозное оружие ящер нёс на пальцах ног (он ходил на двух ногах, как и остальные тероподы, включая знаменитого тирекса).

Весперозавр, как и велоцирапторы, имел на ногах по три пальца с серповидными когтями. Но опирался он при ходьбе только на средние пальцы каждой ноги. Остальные два пальца были приподняты над землёй и изготовлены для удара.

Подобных "однопальцевых" никогда ранее не находили не только среди динозавров, но и вообще среди архозавров (группа, включающая всех динозавров, а также, например, птерозавров и крокодилов).

Кроме того, когти хищника были более прямыми и острыми, чем у велоцирапторов, что превращало их в идеальное оружие.

При ходьбе ящер опирался на один палец каждой ноги.

Интересно, что находка позволила разрешить давнюю загадку. Ещё в 1970-х годах палеонтологи обнаружили в том же регионе следы, оставленные будто бы динозавром с одним пальцем. Но тогда не было известно никаких кандидатов на эту роль. Авторы нового исследования, выполнив цифровую реконструкцию ног весперозавра, подтвердили, что следы принадлежат именно этому хищнику.

Напомним, что ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о настоящем гиганте с оружием в лапах, а также о "бронированном" динозавре с колючей головой.