Знание – сила, или почему важно говорить детям об их многогранной индивидуальности

Каждый ребёнок играет много ролей. Напоминание об этом факте может сделать его мышление более гибким.

Каждый ребёнок играет много ролей. Напоминание об этом факте может сделать его мышление более гибким.
Фото Global Look Press.

Дети, которым напоминали об их многочисленных социальных ролях, мыслили более нестандартно и видели больше способов сгруппировать предложенные снимки человеческих лиц.

Дети, которым напоминали об их многочисленных социальных ролях, мыслили более нестандартно и видели больше способов сгруппировать предложенные снимки человеческих лиц.
Фото Duke University.

Каждый ребёнок играет много ролей. Напоминание об этом факте может сделать его мышление более гибким.
Дети, которым напоминали об их многочисленных социальных ролях, мыслили более нестандартно и видели больше способов сгруппировать предложенные снимки человеческих лиц.
Новое исследование показало, как нужно общаться с ребёнком, чтобы он вырос более творческим и научился эффективно решать проблемы при общении с другими людьми.

Сотрудники частного исследовательского университета Дьюка в США выяснили, что, рассказывая ребёнку о многогранности его личности, взрослые могут помочь ему развить более гибкое мышление.

По словам авторов, прежние работы, посвящённые развитию детской социальной идентификации, не описывали всей глубины проблемы и не учитывали, что у ребёнка с самого раннего возраста множество ролей: сын или дочь, друг, сосед, брат или сестра и так далее.

"Мы провели одно из первых исследований о важности напоминания детям об их разностороннем "я". Это улучшает их навыки решения проблем и способность к социальной адаптации и гибкости. И всё в результате изменения их образа мышления", – поясняет в пресс-релизе ведущий автор новой работы доцент кафедры психологии и неврологии Университета Дьюка Сара Гейтер (Sarah Gaither).

Она совместно с коллегами провела серию экспериментов, участниками которых стали 196 детей в возрасте шести-семи лет.

Исследователи разделили их на несколько групп. Участникам из первой группы напоминали об их разнообразных социальных ролях: сын, дочь, помощник и так далее. Во второй группе исследователи больше делали упор на физическую форму и "телесные" характеристики участников (руки, ноги, форма носа). Детям из третьей группы рассказывали о многообразии социальных проявлений, но не их собственных, а других детей.

Затем всем испытуемым были даны определённые задания. Дети, которым учёные напоминали о разнообразных социальных ролях, продемонстрировали лучшие навыки решения проблем и более развитое творческое мышление.

Так, когда им показывали изображение медведя, смотрящего на заполненный мёдом улей высоко на дереве, дети предлагали больше оригинальных идей о том, как животное может достать лакомство. К примеру, одна из идей – перевернуть горшочек для мёда и использовать его как маленькую табуретку. Другими словами, участники находили новый оригинальный способ использования горшочка.

Дети, которым говорили лишь об их физических характеристиках, при выполнении заданий не были склонны мыслить творчески, как и участники из третьей группы.

Этот этап эксперимента показал не только важность знания о сложном устройстве личности. Необходимо, чтобы эта информация давалась ребёнку на его собственном примере, а не чьём-то другом.

Исследование выявило ещё одну любопытную деталь. Дети, которым напоминали об их многочисленных социальных ролях, показали более гибкое восприятие разных групп людей.

Когда их попросили разложить фотографии лиц по какому-нибудь признаку, участники из первой группы предложили много интересных вариантов. Например, они разделяли людей на улыбающихся и не улыбающихся или на старых и молодых.

Между тем остальные испытуемые группировали лица людей по более очевидным и "стандартным" характеристикам – расе и полу.

Дети, которым напоминали об их многочисленных социальных ролях, мыслили более нестандартно и видели больше способов сгруппировать предложенные снимки человеческих лиц.

По словам Гейтер, результаты этой работы предлагают простые способы развить гибкое мышление у подрастающего поколения и могут быть интересны как учителям, так и родителям.

"Когда мы напоминаем детям об их собственной сложной индивидуальности, они начинают мыслить вне рамок стандартных социальных категорий и понимать, что помимо расы и пола есть много других признаков. Так мы даём возможность детям стать чуть более гибкими в социальном плане", – считает Сара Гейтер.

Исследование учёных из Университета Дьюка опубликовано в журнале Developmental Science.

К слову, авторы "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) уже рассказывали, почему с детьми важно говорить на равных, а также об особенностях социальной адаптации недоношенных детей.

Следите за новостями науки, подписывайтесь на наши группы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Twitter, "Одноклассники". Есть мы и в Яндекс.Дзене.

Мы будем держать вас в курсе новейших открытий, а пока предлагаем узнать, как мотивировать ребёнка изучать второй язык.