Плавучие электростанции нейтрализуют выбросы углекислого газа по всему миру

Предполагаемый вид плавучих электростанций. На корабле слева расположен завод по производству метанола.

Предполагаемый вид плавучих электростанций. На корабле слева расположен завод по производству метанола.
Иллюстрация NOVATON AG.

Звучит как научная фантастика: огромные солнечные электростанции в океане снабдят грузовой транспорт планеты топливом и сделают его безопасным для земного климата.

Бумага, стекло, металл, пластик – прогрессивные люди, думающие о будущем уже сегодня, стараются перерабатывать как можно больше мусора. Почему бы не начать перерабатывать и углекислый газ, который мы генерируем в огромных, угрожающих планете количествах?

Международная швейцарско-норвежская команда учёных предложила неслыханный по своим масштабам проект по повторному использованию СО2 и получению из него топлива для всего грузового транспорта на Земле. Более того, исследователям впервые удалось теоретически подтвердить реализуемость подобной разработки.

Учёные представляют концепцию следующим образом. Вдали от береговой линии в океане располагаются огромные искусственные плавучие острова, представляющие собой солнечные электростанции. Они производят энергию, которую будет использовать специальный корабль, закреплённый за несколькими такими станциями.

При помощи полученной энергии на корабле-заводе проводится электролиз воды, приводящий к появлению водорода. Также из морской воды извлекается растворённый в ней углекислый газ. В присутствии катализатора из этих двух компонентов прямо на борту корабля синтезируется метанол.

Полученный метанол очень просто транспортировать по морю и использовать для заправки грузового транспорта по всему миру (как отмечают специалисты, жидкое топливо с высокой плотностью энергии будет ещё долго применяться для перевозки грузов на большие расстояния).

Углекислый газ, выделяющийся при сжигании такого топлива, попадёт в атмосферу (а значит, и в океан), где будет "улавливаться" плавучими островами и снова использоваться для получения метанола.

Возникает естественный вопрос: зачем осуществлять подобный замысел далеко в океане? Дело в том, что площадь островов, необходимых для сбора солнечной энергии в таких больших количествах, должна быть очень большой.

"Для того чтобы удовлетворить годовую потребность грузового транспорта по всему миру в топливе, необходима площадь около 170 тысяч квадратных километров", – поясняет один из участников проекта Андреас Боргшульте (Andreas Borgschulte) из Швейцарской федеральной лаборатории материаловедения и технологий.

Огромные водные просторы подходят для размещения таких энергетических комплексов как нельзя лучше.

Однако почему бы, по примеру растений, не извлекать углекислый газ из воздуха? Просто использование СО2, содержащегося в морской воде гораздо перспективнее: в воде океанов концентрация углекислого газа в 125 раз выше, чем в воздухе. Кроме того, СО2 подкисляет океаны, серьёзно осложняя жизнь морских обитателей.

При выполнении расчётов исследователи также пришли к выводу, что в качестве альтернативного топлива лучше всего производить именно метанол. Его легко транспортировать, а также можно использовать для производства различных химических материалов, например, того же пластика.

Масштабы таких "метаноловых заводов" поистине впечатляют. Один кластер будет состоять из 70 фотоэлектрических островов диаметром 100 метров и корабля-завода с установками электролиза и синтеза метанола на борту.

Чтобы утилизировать то количество СО2, которое сейчас выбрасывается в атмосферу, понадобится 170 тысяч таких кластеров. Идея кажется утопической, но эксперты продолжают работу в этом направлении и ищут пути воплощения своего проекта в жизнь.

По мнению специалистов, предложенное решение со временем может привести к полной нейтрализации углекислотных выбросов, которые фактически генерирует грузовой транспорт планеты.

Работа международной группы учёных опубликована в научном издании PNAS.

Добавим, что ранее авторы "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о проектах перевода грузового транспорта на электрические рельсы и рекорде в солнечной энергетике, а также способе защиты планеты от избытка парниковых газов.

Мы продолжаем следить за последними открытиями и проектами в сфере энергетических технологий, а пока предлагаем читателям узнать о технологии получения бензина из воздуха и способе сжигания природного газа без вредных выбросов в атмосферу.