Тема:

Конкурсы фонда ХPrize 3 года назад

Создатели пары из подводного и надводного беспилотника получили $4 миллиона от фонда XPRIZE

Беспилотное судно способно находиться в океане несколько месяцев без дозаправки.

Беспилотное судно способно находиться в океане несколько месяцев без дозаправки.
Иллюстрация SEA-KIT.

Роботам предстояло картографировать морское дно на глубине до четырёх километров.

Роботам предстояло картографировать морское дно на глубине до четырёх километров.
Иллюстрация Shell Ocean Discovery XPRIZE.

Разработчики подводного аналога кубсатов получили дополнительную премию.

Разработчики подводного аналога кубсатов получили дополнительную премию.
Иллюстрация Shell Ocean Discovery XPRIZE.

Беспилотное судно способно находиться в океане несколько месяцев без дозаправки.
Роботам предстояло картографировать морское дно на глубине до четырёх километров.
Разработчики подводного аналога кубсатов получили дополнительную премию.
80% дна океана до сих пор не нанесено на подробные карты. Изменить ситуацию призван конкурс Shell Ocean Discovery XPRIZE. Главный приз состязания достался создателям дуэта, состоящего из двух роботов: надводного и подводного. Первый будет доставлять "коллегу" в нужную точку океана, а тот – картографировать морское дно.

80% дна океана до сих пор не нанесено на подробные карты. Изменить ситуацию призван конкурс Shell Ocean Discovery XPRIZE. Главный приз состязания достался создателям дуэта, состоящего из двух роботов: надводного и подводного. Первый будет доставлять "коллегу" в нужную точку океана, а тот – картографировать морское дно. Разработчики получили четыре миллиона долларов США (более 260 миллионов рублей по текущему курсу).

Речь идёт о команде GEBCO-NF, представившей на суд жюри пару из подводного аппарата HUGIN и надводного судна Sea-Kit Maxlimer.

"Хугин" – не новичок, он уже давно бороздит воды океана. Это признанный коммерческий продукт. Беспилотный аппарат в зависимости от комплектации может погружаться на максимальную глубину 3, 4,5 или 6 километров. Он питается от аккумуляторов и способен поддерживать скорость почти 7,5 километра в час в течение ста часов на одной зарядке.

Устройство может картографировать морское дно, обследовать трубопроводы и подводные сооружения, выполнять экологический мониторинг и так далее.

А вот Sea-Kit Maxlimer – это новинка. И, как сообщают разработчики, это первое беспилотное судно, способное нести на борту, "выпускать" и вновь принимать на борт большие беспилотные же подводные аппараты (что и было продемонстрировано во взаимодействии с HUGIN).

Впрочем, беспилотник, способный пройти без дозаправки почти 20 тысяч километров (половину земного экватора) и находиться в автономном плавании несколько месяцев, может пригодиться и во многих других областях. Так, несколько недель назад он попал на первые страницы многих СМИ как первый робот, перевозивший по Северному морю коммерческий груз. К слову, это были устрицы и пиво, доставляемые из Бельгии в Англию.

Электромоторы судна вращаются дизельным генератором. Но есть возможность запитать их от ветряных турбин или солнечных батарей.

"Сладкая парочка" на отлично справилась с финальным заданием конкурса. Оно состояло в том, чтобы за сутки картографировать как можно большую площадь морского дна с разрешением не менее пяти метров, а также сделать несколько его снимков.

Испытания проводились в 28 километрах от греческого порта Каламата. Глубины в этом районе достигают четырёх километров.

Дуэт роботов за отведённое время картографировал 278 квадратных километров дна и предоставил снимки более десяти деталей подводного рельефа.

Как сообщают авторы проекта, полученные деньги будут инвестированы в новые испытания и исследования.

"Мы хотим протестировать нашу систему в других средах, в других глубоких океанах. Мы планируем в течение следующих шести месяцев выполнить проект по картографированию [дна в территориальных водах] всего Соединённого Королевства, а затем, надеюсь, выполнить с Sea-Kit годовой трансатлантический переход", – рассказывает координатор проекта Рошель Уигли (Rochelle Wigley) в материале BBC News.

Роботам предстояло картографировать морское дно на глубине до четырёх километров.

Отметим, что на сегодняшний день только 20% морского дна картографировано с приемлемой точностью. Между тем такие карты необходимы по многим причинам.

Во-первых, они пригодятся для прокладки подводных коммуникаций. К слову, одних только оптоволоконных кабелей в океанах уже проложено около миллиона километров. А ведь есть ещё трубопроводы и многое другое.

Во-вторых, такие карты нужны биологам. Биологическое разнообразие распределено по морскому дну очень неравномерно. Например, четверть (!) известных морских видов обитает на коралловых рифах. Каждая подводная возвышенность даёт жизни больше света, кислорода и питательных веществ, чем окружающее дно, и является для неё настоящим оазисом.

В-третьих, рельеф морского дна влияет на картину морских течений, а они во многом определяют климат земного шара.

Этот список можно продолжать. Именно поэтому фонд XPRIZE уделил такое внимание проектам по картографированию дна океанов.

Второе место и миллион долларов США (более 65 миллионов рублей по текущему курсу) достались команде "Куросио" (Kuroshio) из Японии. Коллектив объединил технологии нескольких своих партнёров и создал надводное судно, призванное служить базой для беспилотных подводных аппаратов. Также инженеры разработали программное обеспечение, способное работать с разными автономными подводными роботами.

На торжественной церемонии в Монако устроители объявили также о вручении дополнительной премии Moonshot Award размером в 200 тысяч долларов США (более 13 миллионов рублей по текущему курсу).

Её получила команда Team Tao. Техника этих разработчиков не справилась с заданием финального тура, но жюри оценило инновационный подход, проявленный инженерами.

Речь идёт о рое миниатюрных подводных роботов под названием "Батипелагические подвижные модули" (Bathypelagic Excursion Modules). Разработчики называют их подводными кубсатами, проводя параллель с небольшими, стандартными и дешёвыми космическими спутниками.

Компактные и недорогие модули выпускаются из подводного аппарата. Каждый из них оснащён собственным двигателем и по внешнему виду напоминает торпеду. Модули оснащены эхолотами и аппаратурой для сбора проб воды.

Разработчики подводного аналога кубсатов получили дополнительную премию.

Фонд XPRIZE также подвёл итоги ещё одной номинации конкурса, которую спонсировало Национальное управление океанических и атмосферных исследований США. В этом соревновании участникам предлагалось определить источник загрязняющего океан вещества (его роль выполнял безвредный краситель).

Призовой фонд составлял один миллион долларов США. Его разделили между двумя командами учащихся из США. 80% суммы досталось команде Ocean Quest, а 20% – коллективу Tampa Deep Sea Xplorers. Оба представленных устройства обнаружили в воде постороннее вещество, но ни один из двух роботов не отследил его источник в отведённые сроки. Однако двум командам, которые были наиболее близки к победе, денежные премии всё же вручили.

Участие XPRIZE в деле картографирования морского дна не заканчивается вместе с конкурсом. Фонд уже объявил о партнёрстве с проектом Seabed 2030. Его цель – создание к 2030 году полной карты дна Мирового океана, размещённой в открытом доступе.

Напомним, что конкурс Shell Ocean Discovery был объявлен в 2015 году. К слову, "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали и о других конкурсах фонда XPRIZE: посвящённых полёту на Луну и решению проблемы доступа к пресной воде.