Недолюбили? Холодное отношение родителей к детям повышает риск ранней смерти и проблем со здоровьем

Вероятно, холодное отношение родителей является для детей фактором стресса, который в будущем может повлиять на здоровье и продолжительность жизни последних.

Родительская забота и внимание жизненно необходимы детям. И это не метафора. Учёные выяснили, что холодное отношение матери и отца является для ребёнка фактором стресса, который в будущем может повлиять на его здоровье и продолжительность жизни.

Учёные из Университета Лома-Линда в США выяснили, что холодное и отчуждённое отношение родителей к своим детям может негативным образом сказаться на здоровье и даже продолжительности жизни последних.

Авторы новой работы проанализировали данные 199 мужчин и женщин, которые относят себя к адвентистам седьмого дня. "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) уже рассказывали, почему учёные любят изучать представителей этого религиозного движения.

В 1976-77 годах, на первом этапе исследования, участники заполнили анкеты, где рассказали о том, какими были их отношения с родителями в первые 15 лет их жизни (ощущали ли дети теплоту и понимание, замечали холодность либо отстранённость, или же их родители и вовсе постоянно отсутствовали).

На следующем этапе, в 2002-2007 годах, специалисты взяли у добровольцев кровь для анализа, чтобы оценить показатель, известный как длина теломер.

Поясним, что речь идёт о концевых участках хромосом, которые защищают ДНК от повреждений при делении клеток. С течением времени теломеры становятся всё короче, из-за чего в организме начинают происходить разного рода сбои и возрастные изменения.

При этом длина теломер связана не с фактическим возрастом человека, а с биологическим. Так, слишком быстрое сокращение теломер может указывать на ускоренное клеточное старение. (И наоборот: удлинение теломер обращает процесс старения вспять.)

Исследователи обнаружили, что теломеры людей, чьи матери были к ним холодны в детстве, были в среднем на 25% короче, чем теломеры людей, к которым матери относились с теплотой. При этом у людей, сообщивших о холодности отцов, показатель сокращения теломер был намного ниже.

Похожие результаты наблюдались у людей, чьи родители практически не принимали участия в их воспитании, то есть постоянно отсутствовали. У участников, которые редко видели матерей, длина теломер была короче на 30%, а у тех, кто сообщил о постоянном отсутствии отца, – на 12%.

Авторы работы полагают, что быстрое сокращение теломер участников было связано со стрессом, который они испытывали в детстве. При этом такой биомаркер указывает на повышенный риск целого ряда заболеваний и преждевременной смерти. (К слову, дети, напротив, продлевают жизнь своим родителям.)

Любопытно, что обозначенная взаимосвязь была наиболее заметной среди лиц с низким уровнем образования и тех, кто страдал от избыточного веса или ожирения. Можно предположить, что и высшее образование, и нормальный индекс массы тела могут обеспечивать человеку некоторую устойчивость к "холодному воспитанию" и старению клеток, пишут учёные в своей статье, опубликованной в журнале Biological Psychology.

Кстати, недавно авторы проекта "Вести.Наука" рассказывали о том, что детские травмы и жестокое обращение могут привести к ранней потере зубов, а также о том, что отцовская любовь делает детей умнее.

Любопытно, что новорождённым дочерям обычно достаётся больше внимания со стороны папы, нежели новорождённым сыновьям.