Под звуки индийской флейты: "достроить" мозг недоношенных детей поможет музыкотерапия

Нескольких восьмиминутных сеансов музыкотерапии в неделю оказалось достаточно, чтобы значительно улучшить развитие нервной системы у недоношенных детей.

Фото Stephane Sizonenko – UNIGE HUG.

Шансы на выживание и нормальное развитие ребёнка напрямую зависят от того, на какой неделе беременности он появился на свет. Напомним, что малыш, родившийся до 37-38 недели и имеющий массу тела менее 2500 граммов, считается недоношенным. Даже если таких детей медикам удаётся спасти, в будущем их могут ожидать физические, умственные и неврологические проблемы.

Наибольшей опасности подвергаются младенцы, родившееся до 32 недели беременности. Хотя достижения неонатальной медицины дают им хороший шанс на выживание, такие дети подвержены высокому риску нейропсихологических расстройств, поскольку из-за преждевременных родов прервалось должное развитие их нервной системы и в первую очередь мозга.

Оригинальное решение этой медицинской проблемы предложили швейцарские учёные. Команда из Женевского университета и Университетских больниц Женевы выяснила, что нормальному развитию мозга таких малышей способствует специально созданная музыка.

Исследование проводилось в отделении интенсивной терапии новорождённых Университетских больниц Женевы, которое обеспечивает уход за детьми, родившимися на сроке от 24 до 32 недель беременности.

По словам медиков, подавляющее большинство таких младенцев удаётся спасти, но у половины из них впоследствии наблюдаются нарушения развития нервной системы, в том числе когнитивные и эмоциональные расстройства.

Объясняется это тем, что условия развития (специальные инкубаторы) сильно отличаются от той среды, где должен был развиваться плод. Это становится дополнительным стрессовым фактором для появившегося на свет раньше срока малыша.

Швейцарские исследователи рассуждали следующим образом. Поскольку дефицит развития нервной ткани недоношенных детей обусловлен, по крайней мере частично, неожиданными и стрессовыми стимулами, а также отсутствием стимулов, которые учитывают их состояние, то среду, в которой развиваются малыши, следует "насытить" приятными и структурированными стимулами. Самым перспективным кандидатом является музыка, поскольку слуховой аппарат плода начинает функционировать уже на раннем этапе развития.

Но какая музыка лучше всего подойдёт на роль стимула, помогающего "достраивать" мозг младенца?

"К счастью, мы встретили композитора Андреаса Фолленвайдера, который проявлял большой интерес к созданию музыки, подходящей для недоношенных детей", – рассказывает руководитель исследования Петра Хюппи (Petra Hüppi).

По словам её команды, было очень важно, чтобы музыкальные стимулы соответствовали состоянию ребёнка и структурировали его день: одни мелодии должны сопровождать пробуждение (и его различные фазы), другие – засыпание.

Также важно было понять, какие звуки покажутся маленьким пациентам наиболее приятными. Для этого Андреас Фолленвайдер играл детям на различных музыкальных инструментах в присутствии медсестры, специализирующейся на поддержке развития.

"Инструментом, который вызвал наибольшую реакцию, была флейта индийских заклинателей змей, – вспоминает соавтор работы Лара Лордье (Lara Lordier). – Очень взволнованные дети почти мгновенно успокаивались, их внимание привлекала музыка".

Кроме того, для создания мелодий Фолленвайдер использовал арфу и колокольчики. В результате композитор написал три мелодии по восемь минут каждая.

Затем специалисты провели испытание, чтобы понять, насколько эффективно работает их метод. Недоношенные младенцы из первой группы проходили пять сеансов музыкальной терапии в неделю. На каждом сеансе они слушали одну из композиций через наушники. Другая группа недоношенных детей развивалась без музыкального сопровождения.

Через 40 недель учёные при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии оценили развитие мозга малышей из двух групп, а также сравнили их с "эталонным" мозгом здоровых доношенных детей.

Результаты показали, что младенцы, развивавшиеся без музыкального сопровождения, имели более слабые функциональные связи между разными областями мозга, чем доношенные дети.

"Наиболее подверженной влиянию является "сеть выявления значимости" (salience network), которая обнаруживает информацию и оценивает её актуальность в определённое время, а затем устанавливает связь с другими сетями мозга, которые должны действовать. Она необходима как для обучения, так и для выполнения когнитивных задач, а также в социальных отношениях или эмоциональном управлении", – поясняет Лара Лордье.

Находясь в отделении интенсивной терапии, дети перегружены стимулами, не связанными с их состоянием: открываются и закрываются двери, срабатывает сигнализация и так далее. Так, доношенный ребёнок в утробе матери регулирует ритм своей жизни в соответствии с ритмом жизни женщины и, например, если мама от очень громкого хлопка не начнёт волноваться, то и ему будет вполне комфортно. В то же время недоношенный малыш, находясь в инкубаторе, вряд ли сможет оценить значение того или иного стимула в конкретном контексте, отмечают авторы работы.

Однако обследование показало, что нейронные сети детей, которые слушали музыку Фолленвайдера, значительно улучшили свою работу. В частности, наладились функциональные связи между "сетью выявления значимости" и слуховыми, сенсомоторными, лобными, таламусными и предклиньевыми сетями. В результате структура нейронных сетей стала почти такой же, как у здоровых доношенных младенцев.

В заключение отметим, что детям, которые первыми услышали "спецмузыку", сейчас шесть лет. Это тот возраст, в котором начинает проявляться ряд когнитивных проблем.

Медики намерены вновь встретиться со своими юными пациентами, чтобы оценить их когнитивное и социально-эмоциональное развитие и понять, каковы долгосрочные эффекты уникальной музыкотерапии.

Подробнее о проделанной работе швейцарские учёные рассказали в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Наша редакция получила комментарий сертифицированного музыкального терапевта, представителя Всемирной федерации музыкальных терапевтов Аксаны Ковалёвой-Мусси. По её словам, музыкальные терапевты, как правило, используют мягкие звучания – просто голос (особенно для сильно недоношенных детей), гитара, так называемый океанский барабан (ocean drum). Звуки при этом обязательно должны быть ритмичными, как стук сердца.

"У недоношенных малышей ещё не [до конца] сформированы органы слуха. Именно поэтому много громких звуков опасно, тут нужно быть осторожнее. В мировой практике рекомендуется работа с живым звуком, не через наушники, а тихое пение или тихая музыка – в записи", – уточняет специалист.

Напомним, что ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о создании первой искусственной утробы, условия в которой максимально приближены к естественным. Кроме того, оказалось, что улучшить состояние недоношенных детей могут "хорошие" кишечные бактерии и специальное световое "гнездо" от российской изобретательницы. Также мы писали о том, чем любимый многими мамами белый шум вреден для маленьких детей.

Стоит отметить, что в России терапевтическое использование музыки (звукотерапия и вокалотерапия) активно применяется психотерапевтами, дефектологами, музыкальными педагогами в работе с особыми детьми и молодыми взрослыми.

Музыка помогает и пожилым людям: постепенно использование музыкальной терапии в нашей стране входит в область гериатрии. К примеру, соответствующие нейрореабилитационные работы ведутся с пациентами, страдающими болезнью Паркинсона.

Также музыкальная терапия находит применение в паллиативной помощи. В настоящее время в России проводится международное исследование эффективности музыкальной терапии для реабилитации речи, глотания и дыхания людей с боковым амиотрофическим склерозом.