Очки или сила воли: найден способ быстро улучшить сон подростков, часто пользующихся гаджетами

Учёные нашли несколько способов справиться с негативным влияем вездесущих гаджетов на сон подростков. Но нужно будет проявить характер или воспользоваться специальными очками.

Специальные очки помогли подросткам улучшить качество сна за небольшой промежуток времени.

Фото с сайта rivm.nl.

Нидерландские специалисты провели эксперимент с участием подростков и выяснили, какие методы помогают улучшить качество сна современных школьников, большинство из которых ни на минуту не выпускают из рук смартфон или планшет.

Проблемы со сном, от которых страдают практически все современные подростки, могут быть решены за довольно короткий срок, заявили нидерландские учёные. Как показал недавний эксперимент, улучшить сон помогают специальные очки и сила воли.

Ещё недавно общественность беспокоилась о времени, которое дети проводили перед экранами телевизоров. У современных родителей ‒ другая головная боль: школьники, а порой и совсем малыши, не выпускают из рук гаджеты. По этой причине специалисты изучают, как устройства сказываются на психическом и физическом состоянии детей.

Более ранние работы показали, что синий свет, исходящий от экранов цифровых устройств, повреждает сетчатку глаза и подавляет секрецию гормона мелатонина, ответственного за регуляцию суточных ритмов. Это приводит к нарушению режима сна и ухудшению его качества. С этим согласна и Американская академия педиатрии.

Доктор Дирк Ян Стенверс (Dirk Jan Stenvers) из Амстердамского университета совместно с коллегами из Национального института здравоохранения и окружающей среды Нидерландов решил выяснить, как можно улучшить качество сна подростков.

В эксперименте приняли участие 55 подростков в возрасте от 12 до 17 лет, которые живут в Нидерландах. За их жизнью дома исследователи наблюдали пять недель.

Испытуемых разделили на две группы. В первую вошли 25 человек, которые не расставались с цифровыми устройствами более четырёх часов в день, во вторую – оставшиеся 30 подростков, которые пользовались смартфонами примерно один час в день.

Сначала учёные попросили всех испытуемых пользоваться гаджетами в обычном режиме, затем отказаться от них по вечерам на одну неделю. После несколько подростков из первой группы перестали использовать устройства за 20 минут до сна. Вторая часть молодых людей носила специальные очки, которые блокировали синий свет, исходящий от экранов устройств.

Все участники фиксировали время своего засыпания и просыпания в специальном дневнике, а также носили приборы для измерения циклов сна и бодрствования. Помимо этого они предоставляли образцы слюны в последний день каждой недели. Таким образом специалисты измеряли уровень мелатонина испытуемых.

Исследование ещё раз подтвердило, что синий свет негативно влияет на выработку этого гормона и, соответственно, на сон подростков. К счастью, подобный эффект можно устранить.

После всего лишь одной недели оба экспериментальных способа принесли свои плоды. Подростки из первой группы начали засыпать и просыпаться раньше, чем делали это в начале эксперимента, пишет The Daily Mail. Более того, они испытывали меньше симптомов недосыпа.

Как поясняют учёные, изначально школьники, которые часто использовали смартфоны, в среднем засыпали на 30 минут позже других подростков. Они также чаще других просыпались по ночам. К концу исследования разница между двумя группами перестала быть ощутимой.

"Подростки уделяют всё больше времени цифровым устройствам, поэтому в этой возрастной группе часто фиксируются жалобы на проблемы со сном. Мы показали, что их можно легко устранить, уменьшив использование гаджетов в вечерние часы, а тем самым и воздействие синего света", – объясняет Дирк Ян Стенверс.

Он также добавляет, что в долгосрочной перспективе проблемы со сном могут повысить риск развития ожирения, диабета и заболеваний сердца.

"Если мы сейчас примем меры по решению проблем со сном, это позволит избежать больших проблем со здоровьем в последующие годы", – отмечает Стенверс.

По мнению исследователей, не участвовавших в работе, полученные результаты являются многообещающими.

"Данные показывают, что ношение очков, защищающих от синего света, может уменьшить влияние чрезмерного использования гаджетов на сон подростков", – говорит доктор Ируаз Дюмонтей (Iroise Dumontheil) из Биркбека, Лондонский университет.

Особенно интересен тот факт, что эффекты от ношения специальных очков и прекращения использования гаджетов, оказались почти равны.

Впрочем, Дюмонтей также указала и на минус работы: исследователи не проверили влияние на сон очков другого типа. "Ожидания подростков могли сыграть роль плацебо", – отметила она.

Конечно, не все могут перестать пользоваться смартфонами перед сном, такой способ требует определённой силы воли и может подойти не всем. Если в дальнейшем подтвердится роль "фильтрационных" очков, учёные смогут предложить таким любителям технологий альтернативу.

В будущем авторы работы хотят провести тот же эксперимент с участием взрослых людей. Добавим, что результаты нынешнего исследования были представлены на ежегодном собрании Европейского общества эндокринологии (ECE 2019) и пока ещё не были опубликованы в рецензируемом журнале.