Любимчики эволюции: вымершие нелетающие птицы "воскресли" спустя тысячи лет

"Воскресшие" пастушки до сих пор живут на островах Индийского океана.

"Воскресшие" пастушки до сих пор живут на островах Индийского океана.
Фото Charles J Sharp/Wikimedia Commons.

Кости крыльев нелетаюших белогорлых пастушков (слева) и их летающих сородичей (справа).

Кости крыльев нелетаюших белогорлых пастушков (слева) и их летающих сородичей (справа).
Фото University of Portsmouth.

"Воскресшие" пастушки до сих пор живут на островах Индийского океана.
Кости крыльев нелетаюших белогорлых пастушков (слева) и их летающих сородичей (справа).
Птица, которая умирает и воскресает вновь, существует не только в мифах, но ещё и на вполне реальных островах Индийского океана. Это белогорлый пастушок, вымерший около 136 тысяч лет назад, а затем возродившийся снова. Редкий пример итеративной эволюции этих птиц описали учёные из Великобритании.

Эволюция – уникальный процесс, в ходе которого различные виды развиваются и адаптируются к новым условиям. Наименее приспособленных существ ожидает незавидная участь: их вид со временем вымирает.

Но и у суровой эволюции есть свои "любимчики", которым иной раз выпадает второй шанс. Как объясняют биологи, порой одинаковые или схожие виды животных развиваются от одного предка, но в разное время. Такое явление называют итеративной эволюцией.

Её яркий пример описали в ходе новой работы исследователи из Портсмутского университета. Речь идёт о возрождении нелетающей птицы под названием кьюверов пастушок, или белогорлый пастушок (Dryolimnas cuvieri).

Согласно палеонтологическим сведениям, пастушки колонизировали коралловый атолл Альдабра в Индийском океане. Он образовался около 400 тысяч лет назад и некоторое время спустя был заселён пернатыми, мигрировавшими с Мадагаскара. (Эндемичный подвид носит название Dryolimnas cuvieri aldabranus. Некоторые специалисты считают его отдельным видом.)

Атолл является изолированным, поэтому угрозы со стороны хищников и конкурентов пастушки не имели. Со временем способность летать у этих птиц исчезла за ненадобностью.

Райская жизнь пернатых оборвалась примерно 136 тысяч лет назад, когда во время крупного наводнения Альдабра был полностью затоплен. Стихийное бедствие уничтожило всю флору и фауну атолла.

Но на этом история кьюверовых пастушков не закончилась.

Вскоре после начала последней ледниковой эпохи уровень моря стал ниже, и Альдабра "вынырнул" из воды. А затем повторился уже известный сценарий: на атолл вновь мигрировали пастушки, которые со временем утратили способность к полёту. Так возродился подвид Dryolimnas cuvieri aldabranus.

"Окаменелости представляют неопровержимые доказательства того, что данные птицы могут успешно колонизировать изолированные острова и снова утрачивать способность летать", – говорит ведущий автор исследования палеонтолог Джулиан Хьюм (Julian Hume).

Его команда изучила кости птиц, сохранившиеся на острове с периодов до и после наводнения. По ряду анатомических характеристик передних и задних конечностей учёные отследили процессы "лётной деградации".

Кости крыльев нелетаюших белогорлых пастушков (слева) и их летающих сородичей (справа).

Уточняется, что кьюверовы пастушки дважды утрачивали анатомические особенности, необходимые для полёта, зато приобретали более развитые лапы, приспособленные для пеших прогулок.

В интервью порталу Gizmodo Хьюм также сообщил, что на то, чтобы утратить лётные способности во второй раз, белогорлым пастушкам потребовалось не более 20 тысяч лет.

Соавтор работы профессор Дэвид Мартилл (David Martill) добавляет, что науке не известно другого примера, который демонстрировал бы феномен итеративной эволюции столь же наглядно.

В заключение отметим, что второй раз "воскресшие" пернатые не вымерли. В статье, опубликованной в издании Zoological Journal of the Linnean Society, авторы уточняют, что сегодня кьюверовы пастушки являются последними нелетающими птицами на островах Индийского океана.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о том, что развитие новых видов среди некоторых птиц может проходить всего за два поколения. А порой два почти разделившихся вида решают снова слиться в один.