Зерно пыли, рождённой до Солнца, раскрыло новые тайны звёздных взрывов

Художественное изображение взрыва новой. На врезке: богатая углеродом (красный) и кислородом (синий) часть образца.

Иллюстрация University of Arizona/Maria Schuchardt.

Исследователи изучили образец с помощью приборов, способных обнаружить отдельные атомы.

Иллюстрация University of Arizona/Maria Schuchardt.

Первый в своём роде образец, извлечённый из метеорита, помог проверить теории протекания космических катаклизмов.

Астрономы обнаружили в метеорите зерно вещества, образовавшегося до Солнечной системы, с уникальным химическим составом. Находка помогла проверить теории протекания космических катаклизмов – взрывов новых звёзд.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy группой во главе с Пьером Анекуром (Pierre Haenecour) из Аризонского университета.

Исследователи порой находят в метеоритах так называемые пресолярные зёрна – вкрапления пыли, образовавшейся раньше Солнца. Такие находки редки и очень ценны.

Поясним, что Солнце и планеты образовались из облака газа и пыли. Но подавляющая часть такого вещества была до неузнаваемости изменена бурными процессами, сопровождающими рождение и последующую эволюцию Солнечной системы. Поэтому обнаружить крупинку нетронутого первозданного материала – большая удача.

"В качестве настоящей звёздной пыли такие пресолярные зёрна дают нам представление о строительных блоках, из которых сформировалась наша Солнечная система, – объясняет Анекур.

Однако нынешняя находка выделяется даже в этом ряду, поскольку имеет уникальный химический состав.

Пресолярное зерно обнаружилось в метеорите, найденном в Антарктиде. Поясним, что это настоящий клондайк для охотников за "небесными камнями", поскольку последние хорошо заметны на фоне белых пейзажей обледенелого континента, где редко выпадает свежий снег.

90% из найденных десятков тысяч метеоритов – так называемые хондриты. Материалом для них послужила протопланетная пыль, которая под светом юного Солнца спеклась в гранулы, слипшиеся затем между собой в небольшие камни. Новый "небесный гость" не стал исключением. Правда, он относится к сравнительно редкому классу углеродистых хондритов, как явствует из названия, богатых углеродом.

Хондриты интересны и сами по себе, поскольку их вещество мало изменилось со времён юности Солнечной системы по сравнению с земными породами. Однако в этом метеорите нашлось вкрапление материала, образовавшегося ещё до появления Солнца.

Размер образца, получившего обозначение LAP-149, составляет лишь сотые доли миллиметра. Однако в распоряжении исследователей была техника, позволяющая идентифицировать даже отдельные атомы.

"Чужеземное" происхождение крупинки пыли выдаёт, в частности, её изотопный состав. Во всех известных образцах вещества, собранных в Солнечной системе, содержание углерода-13 (стабильного, но более тяжёлого, чем обычный углерод) отличается максимум в 50 раз. Однако в LAP-149 его в 50 тысяч раз больше.

Изучив драгоценное вещество, авторы пришли к выводу, что оно образовалось при вспышке новой звезды (мы подробно рассказывали о том, что это такое). Это экзотика даже среди пресолярных зёрен.

"Они (подобные зёрна – прим. ред.) предоставляют нам "прямой снимок" состояния [новой] звезды в то время, когда образовалось это зерно" – говорит Анекур.

Для специалистов очень важно, что в крупице присутствует одновременно и углерод, и силикаты. Ранее эксперты спорили, могут ли оба этих типа пыли образоваться в одном взрыве новой. Хотя на это указывали наблюдения за подобными катаклизмами, никогда ещё в руки учёных не попадал образец такого вещества.

"Наша находка даёт нам представление о процессе, который мы никогда не могли бы наблюдать на Земле" – заключает Анекур.

К сожалению, образец слишком мал, чтобы точно его датировать.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, как были проанализированы первые частицы межзвёздной пыли, собранные космическим зондом, как аппарат "Кассини" поймал её около Сатурна и как процесс образования такой пыли воспроизвели на Земле.