Обнаружены генетические варианты, которые могут привести к созданию новых лекарств от ожирения

Изучение генетических данных полумиллиона человек помогло выявить несколько генетических вариантов, связанных с уменьшением риска развития ожирения.

Исследователи проанализировали данные полумиллиона человек, чтобы выяснить, какие генетические варианты и как влияют на состояние разных людей с ожирением.

Учёные из Кембриджского университета провели крупномасштабное исследование и выявили ряд вариантов гена MC4R, которые помогают людям похудеть или, наоборот, набрать вес. Авторы работы надеются, что полученные данные помогут создать новые эффективные препараты для борьбы с ожирением.

Поясним, что под генетическими вариантами учёные подразумевают отличия в ДНК разных людей. Например, это могут быть однонуклеотидные полиморфизмы, или мутации (если отличия встречаются редко), или отличия в количестве копий того или иного гена.

Стоит отметить, что специалистам уже давно известна роль гена MC4R в регулировании аппетита и метаболизма. Он кодирует рецептор меланокортина-4, который действуют в мозге как переключатель и подавляет аппетит. Также известно, что люди, у которых есть генетические варианты, мешающие работе этого рецептора, легко набирают вес.

Более ранние работы показали, что животные с подобными модификациями в гене MC4R часто переедают.

В рамках недавнего исследования специалисты из Кембриджа решили выяснить, как те или иные варианты гена MC4R отражаются на людях, которые их имеют. Для этого учёные изучили данные около полумиллиона жителей Великобритании.

В ходе работы они выявили 61 вариант данного гена, девять из которых повышали активность рецептора меланокортина-4. Примерно шесть процентов испытуемых являлись носителями одного из девяти генетических вариантов, которые заставляли рецептор оставаться "включённым". Что самое интересное, у таких людей были более низкие шансы заполучить ожирение, диабет второго типа и ишемическую болезнь сердца.

Люди с двумя копиями "полезных" генетических вариантов (1 из 1000 человек) были в среднем на 2,5 килограмма легче, чем те, кто их не имел. Более того, эта особенность снижала риск развития диабета и заболеваний сердца на 50%.

Как говорит один из авторов исследования Садаф Фаруки (Sadaf Farooqi), результаты работы ещё раз доказали, что генетика играет важную роль в наборе весе.

"Некоторым посчастливилось обладать генами, защищающими их от ожирения", – добавляет она.

Впрочем, это не означает, что люди не могут влиять на свой вес с помощью питания, отмечает Фаруки. Вопрос лишь в том, что некоторым проще сохранять стройность благодаря генетике.

Исследователи также провели эксперименты на животных и выяснили, что девять "полезных" вариантов MC4R посылают сигналы с помощью белка под названием бета-аррестин.

Специалисты предполагают, что такая высокоспецифичная активность может приводить к снижению ожирения и обеспечивать защиту от нежелательных побочных эффектов в виде повышения артериального давления.

Поясним, что несколько лет назад специалисты изучали эффективность препаратов, стимулирующих активность гена MC4R, но результаты были неоднозначными. Например, клинические испытания агонистов MC4R, которые проводились почти десять лет назад, были остановлены, поскольку у людей наблюдались сильно выраженные побочные эффекты, такие как повышение артериального давления. Правда, препараты всё-таки помогли сбросить вес.

Недавние эксперименты с альтернативными агонистами MC4R показали более вдохновляющий результат. Тем не менее авторы работы считают, что дальнейшее изучение различных вариантов MC4R, которые способствуют естественному похудению, поможет создать более безопасные лекарства.

Соавтор работы Лука Лотта (Luca Lotta) считает, что результаты работы могут дать толчок созданию новых методов борьбы с ожирением, которые активируют MC4R преимущественно через бета-аррестин.

Исследователи также подчёркивают важность тщательного анализа влияния генетических вариантов на состояние разных людей.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Cell.

Ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали, что ожирение повышает риск развития множества опасных заболеваний. По этой причине медики рекомендуют пациентам с лишним весом помнить о правильном питании, физических нагрузках и, как ни странно, следить за чистотой своего дома.