Учёные выяснили, почему сеянцам жизненно важно улетать далеко от "родительского дома"

Специалисты вышли на след патогенов, которые могут мешать росту саженцев рядом с родительским деревом.

Исследователи выяснили, отчего близкое расположение молодого растения у некоторых видов деревьев к растению-родителю может стать для него смертным приговором.

На протяжении долгого времени биологи не могли понять, почему семена, упавшие вдали от родительского дерева, становятся крепче и растут лучше, чем семена, которые взошли вблизи него.

Конечно, саженцы могут существовать и в почве произрастания деревьев того же вида, но для выживания росткам лучше находиться на расстоянии от "родителя".

Чтобы понять биологию этого процесса, международная команда учёных провела исследование. Для этого в горшки с разной почвой учёные высадили более 200 семян тропического дерева вида Virola surinamensis, собранных в лесах Панамы.

Для эксперимента была взята "родительская" почва и земля с мест произрастания других деревьев того же вида. Специалисты проверяли влияние на рост побегов нескольких переменных, включая содержание питательных веществ в почве и наличие симбиотических грибов. Спустя восемь месяцев учёные оценили общий вес и длину каждого саженца.

По словам руководителя исследования Женаль Эк (Jenalle Eck) из Цюрихского университета, лучшие показатели наблюдались у саженцев, взошедших в почве, взятой в месте произрастания деревьев того же вида, но расположенных на расстоянии от "родительского" дерева.

Учёные пришли к выводу, что в почве возле растений-родителей содержатся некие патогены, которые не дают вызревать семенам, упавшим вблизи родительского дерева. При этом на взрослые растения эти микробы влияния не оказывают.

По мнению авторов исследования, функция патогена является в какой-то мере защитной. Давно признан факт, что в районах, где зелёные насаждения более разнообразны, патогенные микроорганизмы могут убивать лишь некоторые из них, но с меньшей вероятностью уничтожают весь урожай.

Как считает Эк, данные патогены могут накапливаться со временем в почве вокруг дерева по мере его роста и делать её недружелюбной к семенам того же растения.

"Наши результаты показывают, что возможно, именно патогены в почве способствуют развитию разнообразия у зелёных насаждений. Раньше мы не брали это в расчёт, – говорит специалист по исследованию тропических лесов Лиза Комита (Liza Comita) из Йеля. – Исследование подчёркивает важность сохранения как отдельных видов растений, так и их разнообразия".

В дальнейшем специалистам предстоит лучше изучить патогены и принцип их воздействия на сеянцы и молодые саженцы деревьев. Именно это Эк и её коллеги намерены сделать в будущих исследованиях.

Научная статья по итогам работы представлена в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, что деревья в мегаполисах растут быстрее, чем в дикой природе.

Также учёные выяснили, что место жительства отражается и на животных: городские пауки, например, гораздо крупнее деревенских.