Средства, отбеливающие зубы, могут быть более опасными, чем считалось

Специалисты выяснили, так ли безопасны популярные ныне отбеливающие полоски для зубов.

Фото Global Look Press.

Исследователи выяснили, что активный ингредиент в популярных ныне отбеливающих полосках повреждает дентин.

В последние годы полоски и гели, отбеливающие зубы, стали особенно популярны. Считается, что они вполне безвредны. Но, согласно недавнему исследованию, это не совсем так. Группа учёных под руководством Келли Кинан (Kelly Keenan) из Университета Стоктона выяснила, что ключевой ингредиент в этих средствах – перекись водорода – способен повредить богатый белком дентин. Речь идёт о слегка желтоватом костеобразном слое зуба, находящемся прямо под эмалью.

Многие специалисты предупреждают, что средства, отбеливающие зубы, могут повысить чувствительность зубов или привести к воспалению дёсен. Тем не менее такие побочные эффекты считаются временными, и они быстро исчезают, если человек прекращает использовать отбеливающие полоски. Повторимся, что подобные продукты считаются в целом безопасными и одобрены к использованию.

Учёные, изучающие этот вопрос, в основном сосредотачивают своё внимание на том, как перекись водорода (H2O2) и другие отбеливающие агенты влияют на эмаль. Напомним, что так называется внешняя защитная оболочка коронковой части зубов человека. Однако специалисты уделяют не так много внимания тому, как отбеливающие средства сказываются на дентине.

Более ранняя работа группы Кинан показала, что отбеливающие агенты способны достигать дентина, проходя через эмаль зубов. Теперь же учёные решили изучить, как самый распространённый отбеливающий ингредиент – перекись водорода – взаимодействует с коллагеном дентина. Напомним, что дентин содержит большое количество этого белка (95%).

Специалисты использовали для экспериментов удалённые зубы человека. Они обрабатывали их отбеливающими полосками строго по инструкции производителя.

На весь процесс уходил час. На это время зубы погружались в искусственную слюну. После этого исследователи извлекали зубы и оценивали количество коллагена и других белков.

Отмечается, что отбеленные зубы сравнивались с контрольными, на которых полоски не накладывали.

"Мы измерили [количество] коллагена с помощью двух методов и зафиксировали снижение его содержания при использовании полосок. Наибольшее снижение [концентрации коллагена] наблюдалось после трёх сеансов использования полосок", – говорит Кинан в интервью изданию Gizmodo.

Как сообщается в пресс-релизе, при обработке перекисью водорода коллаген в дентине разрушается на более мелкие фрагменты.

Исследователи также обработали чистый коллаген перекисью водорода и проанализировали его с помощью метода гель-электрофореза. Таким образом учёные хотели визуализировать структуру белка.

Оказалось, что "перекись водорода, даже в концентрации, используемой в отбеливающей полоске, может повредить коллаген в дентине при условии, что H2O2 проникает в дентин", пишут учёные.

Важно отметить, что результаты исследования являются предварительными. Кроме того, они ещё не были опубликованы в рецензируемом журнале. Сами исследователи также предупреждают, что они не учитывали, могут ли коллаген и другие белки регенерировать, поэтому неизвестно, является ли это повреждение необратимым.

Группа Кинан намерена продолжить изучение этого вопроса.

На сегодняшний день специалисты считают, что отбеливающие полоски не могут нанести большой ущерб зубам, поскольку пульпа (соединительная ткань, заполняющая полость зуба) может восстанавливать потерянный коллаген. Но этого не происходит у людей, в чьих корневых каналах была удалена пульпа, добавляет Кинан. Также не восстанавливается потерянная эмаль. (Впрочем, ранее специалисты представили уникальный материал, который заставит регенерировать даже зубную эмаль.)

Кинан также напоминает, что замена повреждённого коллагена происходит медленно. Следовательно, людям не следует делать много процедур по отбеливанию за короткий срок.

По её мнению, всё это следует учитывать при принятии решения о покупке подобных средств.

Результаты работы были представлены на ежегодном собрании Американского общества биохимии и молекулярной биологии (ASBMB).

К слову, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказали о предметах быта и гигиены, отравляющих организм. Кроме того, исследователи выяснили, чем опасны потеря зубов и вставные челюсти, и разработали пептидную зубную пасту, которая восстановит эмаль и залечит полости в зубах.

Хотите узнавать больше интересных научных новостей? Тогда подписывайтесь на наши группы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Twitter, "Одноклассники".