В Англии обнаружены окаменелые останки "Ктулху"

Художественное представление нового вида, названного в честь мифического существа.

Иллюстрация Elissa Martin, Yale Peabody Museum of Natural History.

Цифровая реконструкция окаменелых останков существа вида Sollasina cthulhu.

Иллюстрация Imran Rahman, Oxford University Museum of Natural History.

Цифровая реконструкция окаменелых останков существа вида Sollasina cthulhu.

Палеонтологи обнаружили в Англии окаменелые останки ранее неизвестного существа, тесно связанного с современными морскими огурцами. Особь имела огромное количество щупалец, благодаря которым она и получила своё видовое название Sollasina cthulhu – в честь мифического морского существа, описанного в рассказе Говарда Лавкрафта.

Напомним, что Ктулху в произведениях Лавкрафта являлся владыкой миров, спящим на дне Тихого океана. Он был способен воздействовать на разум человека. Впрочем, как шутят учёные, бояться находки не стоит, люди не сойдут с ума, смотря на неё.

Вымерший "Ктулху" обитал на нашей планете примерно 430 миллионов лет назад. Специалисты насчитали у него сразу 45 щупалец. Как считают учёные, они помогали "чудищу" ползать по морскому дну, а также питаться.

Несмотря на устрашающий вид, размер самого существа был довольно скромен: всего три сантиметра в ширину.

Чтобы лучше понять внутреннее строение животного, исследователи воссоздали его в виде "виртуальной окаменелости".

Цифровая реконструкция окаменелых останков существа вида Sollasina cthulhu.

Сначала они отшлифовали образец породы, в котором была обнаружена окаменелость – слой за слоем, делая на каждом этапе фотографии. Изображения каждого "среза" затем были собраны в цифровом виде. В результате учёные получили трёхмерную модель вымершей особи.

В процессе создания модели специалисты обнаружили внутреннее кольцо, которое, по всей видимости, являлось частью воднососудистой системы. Она имеется у современных морских огурцов и используется ими для передвижения и кормления.

Удивительно то, что такую систему палеонтологи ранее никогда не встречали у подобных существ.

"Род Sollasina принадлежит к вымершей группе под названием офиоцистиоиды, и этот новый материал предоставляет первую информацию о внутренних структурах этой группы. Мы считаем, что это первое доказательство существования мягких частей воднососудистой системы у офиоцистиоидов", – говорит ведущий автор исследования Имран Рахман (Imran Rahman) из Музея естествознания Оксфордского университета.

Что интересно, Sollasina по внешнему виду напоминает морского ежа, однако анализ эволюционной истории подобных существ показал, что род более тесно связан с морским огурцом.

"Мы провели ряд анализов, чтобы выяснить, были ли представители рода Sollasina более тесно связаны с морскими огурцами или морскими ежами. К нашему удивлению, результаты показали, что это был древний морской огурец. Это помогло нам понять изменения, произошедшие в ходе ранней эволюции группы, которые в конечном счёте привели к появлению форм, похожих на слизняков, которые мы видим сегодня", – заключает соавтор работы Джеффри Томсон (Jeffrey Thompson).

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Proceedings of the Royal Society B.