Древняя сцена убийства помогла объяснить причины каннибализма среди неандертальцев

Пожилой неандерталец с ребёнком. Реконструкция в Национальном музее естествознания Австрии

Фото Wolfgang Sauber/Wikimedia Commons.

Изучая останки неандертальцев, учёные находили редкие свидетельства каннибализма. Но до сих пор не могли объяснить, что вынудило "кузенов" сапиенсов поедать своих собратьев.

Неандертальцы жили в Евразии сотни тысяч лет, и на их долю выпало немало "климатических" испытаний. Известно, что "кузены" сапиенсов вынуждены были приспособиться к суровым условиям, когда около 110 тысяч лет назад на Земле началась последняя ледниковая эпоха.

Но, как известно, такие эпохи чередуются с относительными потеплениями – межледниковьями. Один из таких периодов неандертальцы тоже застали.

Речь идёт об эемском периоде (также известен как Микулинское межледниковье). Он начался примерно 130 тысяч лет назад и продлился около 15 тысяч лет. В этот период глобальные температуры были примерно на два градуса по Цельсию выше, чем средняя глобальная температура в 20 веке.

Неандертальцы стали свидетелями очень резких климатических изменений. По мере потепления преображался растительный и животный мир, поднимался уровень морей. Природа, вероятно, изменилась практически полностью всего за несколько поколений.

Может показаться, что новые условия были более благоприятными для жизни. Но на самом деле они, напротив, оказали поистине страшное влияние на сообщества охотников-собирателей, которые на протяжении десятков тысяч лет адаптировались к сильным морозам.

Специалисты из Национального центра научных исследований Франции уверены, что в это межледниковье жизнь некоторых неандертальцев была полна жестокости и отчаяния. И вполне вероятно, что некоторых "кузенов" человека разумного климатические изменения превратили в каннибалов.

Такое заключение сделала команда, изучив останки шести неандертальцев, найденные в пещере под названием Мула-Гверци на юго-востоке Франции. Всего было найдено 120 костей, они принадлежали двум взрослым, двум подросткам и двум детям, уточняют исследователи.

Также они нашли в пещере останки животных и древесный уголь. Сохранность находок оказалась беспрецедентной, благодаря чему учёные смогли сделать определённые выводы о жизни неандертальцев. В частности, выявить признаки каннибализма и даже объяснить его причину.

Эксперты обнаружили следы от порезов, которые присутствуют на половине останков неандертальцев и "распределены" по всей длине скелетов – от черепа и нижней челюсти до костей рук и стоп. Следы от ударов видны на всех черепах, на всех длинных костях и других костях взрослых и детей, пишут авторы работы. Они также отмечают, что порезы наносились каменными орудиями.

Кроме того, останки сохранили признаки полного расчленения тел, а на фалангах пальцев специалисты отыскали следы, оставленные зубами неандертальцев – признаки того, что эти косточки были обглоданы.

Между тем анализ зубной эмали свидетельствует о внутренних изменениях в организме, типичных для периодов стресса, которые могут быть связаны с болезнями или недоеданием.

Исследователи полагают, что наиболее очевидной причиной каннибализма является голод, вызванный климатическими изменениями.

Они проанализировали предыдущие работы, в которых изучались останки древних животных, найденные в разных археологических слоях, а также кости животных и древесные угольки, найденные в самой пещере. Так они восстановили "экологическую картину".

По словам учёных, в межледниковье многие крупные животные (шерстистые мамонты, гигантские олени, бизоны) вынуждены были мигрировать из-за изменений ландшафта и растительности, а также – в случае хищников – нехватки их собственной добычи. Там, где некогда преобладали луга и пастбища, появились умеренные леса. Начался расцвет более мелких животных – грызунов, дикобразов, рептилий, которые переместились на север из средиземноморья. Но такая "дичь" не могла удовлетворить потребности неандертальцев.

Собственно, многие из них тоже были вынуждены покинуть некоторые регионы Европы из-за нехватки богатой белком пищи. Те же, кто остался, вполне могли найти новый источник питательных веществ "в лице" своих же собратьев, полагают специалисты.

Кстати, эту версию подкрепляет тот факт, что неандертальцев, чьи останки были найдены в пещере Мула-Гверци, убили непосредственно перед трапезой. Скелетные элементы всех участков тела не были повреждены до того, как произошло убийство, пишут авторы исследования.

Также важно отметить, что до сих пор не было получено убедительных свидетельств того, что неандертальцы практиковали так называемый ритуальный каннибализм. Считается, что они хоронили тела умерших нетронутыми. К тому же, останки имеют явные следы не ритуального, а именно "пищевого" каннибализма (к таковым, к примеру, относят признаки преднамеренного перелома кости, благодаря чему можно добраться до питательного костного мозга).

Кроме того, останков неандертальцев эемского периода в целом находят не так уж много. Это говорит о катастрофическом снижении численности "общего неандертальского населения".

Обобщив все эти данные, французские учёные делают вывод о том, что голод, вызванный климатическими изменениями, не превратил неандертальцев в монстров. Скорее каннибализм был вынужденной мерой выживания, ответом на "пищевой стресс", вызванный быстрыми и радикальными изменениями окружающей среды, пишут авторы в статье, опубликованной в издании Journal of Archaeological Science.

Пока что предполагается, что это была, скорее, не тенденция, а единичные случаи, поскольку соответствующих находок существует крайне мало (к примеру, одна из них была сделана в Бельгии). Лишь теперь учёные смогли объяснить такое поведение.

Также авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о том, что и другие древние люди практиковали поедание себе подобных, но по другим причинам.