Детали конца света для динозавров: найдены останки рыб, погубленных астероидом 66 миллионов лет назад

На протяжении многих лет причина гибели динозавров оставалась одной из самых спорных тем.

Иллюстрация UC Berkley/Robert DePalma.

Падение астероида вызвало волну, похожую на цунами во внутреннем море.
Палеонтологи впервые нашли "свидетелей" начала конца – падения астероида, которое произошло 66 миллионов лет назад. Некоторые исследователи считают, что именно он виновен в гибели динозавров.

На протяжении многих лет причина гибели динозавров, которые долгое время господствовали на Земле, оставалась одной из самых спорных тем. Существует несколько версий вымирания древних ящеров. Согласно одной из них, проблемы у этих существ начались сразу после падения огромного астероида в районе полуострова Юкатан около 66 миллионов лет назад.

Как предполагают учёные, удар астероида, в результате которого образовался кратер Чиксулуб диаметром 180 километров, вызвал гигантские цунами, массовые пожары и критическое изменение климата.

Теоретически должны существовать окаменелые свидетельства гибели животных в результате воздействия астероида. Возникает закономерный вопрос: где же они? Похоже, учёные сумели найти их.

Международная группа палеонтологов и геологов под руководством Роберта ДеПальма (Robert DePalma) из Канзасского университета обнаружила в Северной Дакоте, США, окаменелые останки древних рыб и других существ, которые, как предполагается, были уничтожены сейсмической морской волной и дождём из стеклянных бусин менее чем через час после падения злосчастного астероида.

Если это действительно так, то специалисты нашли первых известных жертв, умерших в течение первых минут или часов после падения астероида.

С неба сыпались раскалённые крошечные стеклянные шарики под названием тектиты.

Отмечается, что учёные нашли останки рыб, смешанные со стволами деревьев, хвойными ветвями, окаменелыми останками млекопитающих, мозазавров, насекомых, трицератопса, морских организмов под названием динофлагелляты и аммонитов.

Может показаться странным, что палеонтологи решили искать в Северной Дакоте останки жертв падения астероида (этот американский штат находится довольно далеко от Мексики, где и расположен Юкатан). Между тем 66 миллионов лет назад она была частью внутреннего моря.

Неподалёку от Боумэна в Северной Дакоте находится место под названием Танис (Tanis). Как объясняют геологи, когда-то он был устьем пресноводной реки, по берегам которой бродили трицератопсы и гадрозавры, напоминающие утконосов.

Но всё изменилось в одно мгновение, как только астероид упал на Землю. Как пишут учёные, падение астероида вызвало волну, похожую на цунами во внутреннем море, что и погубило рыбу, млекопитающих, насекомых и динозавров – первых жертв катаклизма.

Всё началось с сильнейшего землетрясения, что привело к гигантским волнам в водах внутреннего моря на территории современной Северной Дакоты.

Астероид упал на расстоянии примерно 3000 километров от изучаемого места, и обычному цунами понадобилось бы примерно 12 часов, чтобы добраться до Таниса. Специалисты же считают, что сейсмическая волна обрушилась на Танис – в прошлом устье реки – спустя десять минут после падения космического тела. В результате это на время изменило течение реки и выбросило огромное число морских особей на песчаную отмель.

Окаменелые останки рыб громоздились одни на другие. Специалисты считают, что их выбросило на берег.

Вместе с этим с неба сыпались раскалённые крошечные стеклянные шарики под названием тектиты (диаметром от одного до пяти миллиметров). Они образовались из-за высоких температур при падении астероида. Важно, что учёные нашли их среди останков морских существ. Некоторые тектиты попали в смолу и сохранились, когда та превратилась в янтарь.

Такой дождь продолжался в течение 10-20 минут, после чего вторая волна засыпала животных потоком песка и ила, закрыв их останки от мира на 66 миллионов лет.

Падение астероида вызвало волну, похожую на цунами во внутреннем море.

Скорее всего, такие события происходили по всей планете, однако специалисты впервые нашли в Танисе доказательства "Дня смерти".

"Это последний день мелового периода", – заключил один из авторов исследования профессор Дэвид Бёрнем (David Burnham) из Канзасского университета.

Исследователи отмечают, что возможны и другие сценарии, которые могли принести стеклянные частицы к Танису, например, шквалистые ветра или оползни.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Добавим, что ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали, что астероид, убивший динозавров, разогрел Землю на сто тысяч последующих лет и доставил на Землю лекарство от рака.

Кроме того, стало известно, что Южное полушарие Земли быстрее оправилось от падения астероида.