Апокалипсис амфибий: биологи поражены количеством земноводных, пострадавших от смертельного грибка

Патогены привели к снижению численности популяции 501 вида амфибий.

Патогены привели к снижению численности популяции 501 вида амфибий.
Фото Global Look Press.

На протяжении десятилетий молчаливый убийца уничтожал лягушек и саламандр по всему миру. Недавно большая группа учёных выяснила, что патоген, который люди непреднамеренно распространили по всему миру, нанёс мировому биоразнообразию больший ущерб, чем любое другое известное заболевание.

Столетие назад штамм опасного гриппа убил до 100 миллионов человек (5% населения всего мира). В 2013 году новая загадочная болезнь охватила западное побережье Северной Америки, серьёзно снизив численность морских звёзд. Два года спустя сайга потеряла две трети своей популяции, около 200 тысяч особей, из-за бактериальной инфекции (как предполагают учёные). Но ни один из перечисленных выше недугов даже не приблизился по своей смертоносности к патогену вида Batrachochytrium dendrobatidis (Bd).

На протяжении десятилетий молчаливый убийца уничтожал лягушек и саламандр по всему миру. Недавно международная группа учёных, состоящая из 41 специалиста, выяснила, что патоген, который люди непреднамеренно распространили по всему миру, нанёс ущерб мировому биоразнообразию больше, чем любое другое заболевание.

Недавняя работа, опубликованная в издании Science, является первым всеобъемлющим подсчётом ущерба, нанесённого грибами видов Bd и Batrachochytrium salamandrivorans (Bsal).

Учёные пришли к выводу, что эти патогены привели к снижению численности популяций 501 вида амфибий (почти 7% всех видов земноводных Земли). И это только с момента обнаружения патогена в 80-х годах прошлого столетия.

Болезнь хитридиомикоз, вызванная грибом, поразила животных более чем в 60 странах мира – наиболее пострадавшими регионами считаются Австралия, Центральная и Южная Америка.

90 видов уже исчезли или считаются вымершими, рапортуют специалисты. Численность ещё 124 видов сократилась более чем на 90%, и их шансы на восстановление невелики. Все, кроме одного из 501 вида, стали жертвой "серийного убийцы" Bd.

Поясним, что в мире существуют сотни видов хитридиомицетов (представителей отдела царства грибов, к которому относятся упомянутые патогены), но большинство из них являются безобидными редуцентами. То есть они питаются останками животных, но не живыми существами.

К сожалению, к Bd нельзя применить характеристику "безобидный": он поражает кожу заражённых амфибий и вызывает у них сердечную недостаточность.

Как говорят специалисты, глобализация и торговля животными привели к распространению патогена по всему миру. В результате Bd сумел эволюционировать, породив высоковирулентный штамм, который виновен в пандемии.

"Мы знали, что дела обстоят плохо, но мы не знали, насколько. Оказалось, что всё намного хуже, чем показывали предыдущие оценки", – говорит руководитель исследования эколог Бен Шееле (Ben Scheele) из Австралийского национального университета.

На протяжении нескольких лет Шееле и другие исследователи изучали данные об амфибиях, объединяя официальные отчёты и научные статьи о снижении численности этих животных по вине патогенов в единую согласованную базу данных. Они также опросили других экспертов по всему миру. Всё это помогло раскрыть рекордные потери.

Учёные отмечают, что первые пугающие признаки были обнаружены в тропических лесах Центральной Америки и Австралии в конце 1980-х годов: пёстрый арлекин и другие виды исчезали, хотя их среда обитания оставалась нетронутой. Вскоре оказалось, что проблема носит глобальный характер, и многие виды земноводных по всему миру вымирают.

В 1998 году исследователям удалось выявить корень лягушачьих бед – грибок Bd. (К слову, предшественник всех современных вариаций грибка появился в Азии ещё в первой половине XX века.)

Ранее считалось, что зловредный гриб переносится только через заражённую воду. Впоследствии выяснилось, что он также распространяется в виде спор по воздуху и на перьях птиц.

Известно также, что некоторые амфибии могут переносить Bd, но таких меньшинство. Кроме того, патоген убивает жертву медленно, что увеличивает вероятность распространения гриба. А виды, которых он не уничтожает (например, лягушка-бык), могут выступать в качестве резервуаров для хранения патогена.

Впрочем, в ходе нынешней работы учёные обнаружили и некоторые признаки улучшения общей ситуации. Число новых видов, поражённых болезнью, сокращается. Некоторые существа, по всей видимости, развивают устойчивость к недугу, а в некоторых случаях работает противогрибковое лечение.

Однако авторы работы надеются, что новое исследование станет своеобразным призывом к поиску оружия против пандемии. Исследователи просят правительства разных стран ввести ограничительные меры на торговлю амфибиями, защищать среду обитания этих животных и бороться с инвазивными видами, которые угрожают земноводным.

Добавим, что болезни – далеко не единственная угроза для лягушек и саламандр, численность которых в последние годы сокращается в том числе из-за потери среды обитания. Изменение климата также делает их уязвимыми, как и популяции тропических птиц.