Эксперты призывают ввести мораторий на редактирование генома человека. Согласны не все

По мнению некоторых экспертов, мораторий на редактирование генов человека лишь отвлекает учёных от важных обсуждений, которые помогли бы создать правила регулирования для этой области исследований.

На днях 18 учёных призвали к глобальному мораторию на все клинические применения технологии редактирования человеческих зародышевых линий. Отчасти такое заявление вызвано рождением в Китае первых в мире детей с исправленной ДНК. Между тем не все согласны с такой идеей.

На днях 18 учёных опубликовали в Nature призыв к глобальному мораторию на все клинические применения технологии редактирования человеческих зародышевых линий, то есть изменения наследуемой ДНК (в сперматозоиде, яйцеклетках или эмбрионах) для создания генетически модифицированных детей. Отчасти такое заявление вызвано рождением в Китае первых в мире детей с исправленной ДНК.

Между тем не все согласны с такой идеей, считая, что запрет вместо решения имеющихся проблем приведёт к новым. Кроме того, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендовала вместо моратория создать центральный реестр исследований по редактированию генома человека.

В недавней статье специалисты из Гарварда, Стэнфорда, Массачусетского технологического института, Университета Макса Планка и Университета Далхаузи изложили доводы в пользу немедленного прекращения редактирования человеческих зародышей.

Они уточняют, что под "глобальным мораторием" они не подразумевают постоянный запрет. Учёные предлагают приостановить клинические исследования по крайней мере на пять лет, а за это время провести всесторонние обсуждения и создать какой-то глобальный координационный орган по редактированию генома человека.

Международный межправительственный орган может быть учреждён под эгидой ВОЗ или может быть создана совершенно новая управляющая организация. Исследователи считают, что последствия технологии редактирования генов могут настолько изменить человечество, что всем экспертам необходимо придумать какой-то механизм надзора.

Идею, впрочем, поддержали не все. В частности, влиятельный гарвардский генетик Джордж Чёрч (George Church) считает, что идея моратория является бесполезной без эффективного законодательства и надзора.

"Недостаточно того, что все пообещают поступать правильно. Вам нужен правоприменительный механизм. Просто призыв к новому мораторию – это позёрство", – сказал Чёрч в интервью изданию Stat News.

А молекулярный генетик Хелен О’Нилл (Helen O'Neill) из Университетского колледжа Лондона предполагает, что мораторий по существу не будет иметь никакого значения, поскольку он не остановит некоторых учёных.

"В настоящее время существуют правовые и этические нормы, действующие во всём мире, которые регулируют использование гамет и эмбрионов. Давайте не будем забывать, что Хэ Цзянькуй (китайский генетик, который создал первых ГМ-близнецов – прим. ред.) нарушил многие правила, и он знал об этом, решив делать свою работу за пределами университета во время неоплачиваемого отпуска. Он сделал это не потому, что это позволял закон", – говорит она.

Впрочем, учёные, которые предложили ввести мораторий на подобные исследования, считают, что это не аргумент, утверждая, что запрет будет стимулировать проведение открытых и прозрачных обсуждений, которые будут иметь решающее значение для управления прогрессом этой технологии.

Специалист по биомедицинской этике из Национального университета Сингапура Оуэн Шефер (G. Owen Schaefer) суммировал общие опасения относительно моратория в статье, вышедшей в издании The Conversation.

Шефер подчеркнул, что обе стороны согласны по ряду пунктов. Например, и противники, и сторонники моратория понимают, что пока технология редактирования генов зародышей человека не готова к клиническим испытаниям (то есть на людях). Кроме того, все признают необходимость дискуссии о том, как такие исследования должны двигаться вперёд.

Тем не менее Шефер отмечает, что редактирование зародышевой линии уже запрещено примерно в 30 странах мира, что по существу делает любой мораторий в лучшем случае излишним, а в худшем – сбивающим с толку. При этом у общественности из-за таких обсуждений в научной среде может создаться впечатление, что такие исследования в настоящее время никак не регулируются.

После того, как Хэ Цзянькуй из Южного университета науки и техники в Шэньчжэне в конце 2018 года заявил о рождении первых в мире детей с исправленной ДНК, ВОЗ создала глобальную многопрофильную экспертную группу для изучения этических и правовых проблем, связанных с редактированием генов человека.

Цель экспертной группы – оказать помощь в разработке глобальной системы управления, которая бы помогла осуществлять исследования в этой области.

На прошлой неделе экспертная группа ВОЗ обнародовала своё первое общее заявление о том, как она будет продвигаться вперёд. Что интересно, специалисты при этом явно старались избегать термина "мораторий".

Они согласились с тем, что "в настоящее время любые продолжения клинических применений редактирования генома человеческого зародыша безответственны".

Но вместо глобального запрета на такие исследования эксперты ВОЗ предлагают создать центральный реестр. Последний будет отслеживать все работы в области редактирования генома человека, что позволит создать прозрачную базу данных о текущей научной работе в этой области.

"Комитет разработает необходимые инструменты и руководство для всех, кто работает с новой технологией, чтобы обеспечить максимальную выгоду и минимальный риск для здоровья человека", – говорит доктор Сумия Сваманатан (Soumya Swamanathan), заместитель генерального директора по программам ВОЗ, описывая работу, которая будет проделана в течение следующих нескольких лет.

Если подводить итоги, то становится ясно, что большинство учёных согласны, что сейчас слишком рано экспериментировать с редактированием генов зародышей человека. Но мнения специалистов разнятся относительно пользы моратория, поскольку некоторые эксперты считают, что он отвлечёт от реальных дискуссий о регулировании подобной деятельности.

Джордж Дейли (George Daley), биолог из Гарвардской медицинской школы в Бостоне, видит необходимость создания международных рамок проведения подобных исследований, но он против моратория.

"Я обеспокоен тем, что мораторий усложнит будущие обсуждения, а не прояснит их. Сколько должен длиться мораторий? Как это будет осуществляться? Кто решает, когда его отменить?", – спрашивает Дейли.

Ответов на эти вопросы пока нет.

Авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) будут следить за развитием ситуации. Ранее мы уже рассказывали о "деле ГМ-близнецов" Цзянькуя, которое вызвало так много шума, а также о последствиях рождения первых в мире детей с исправленной ДНК.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях, чтобы оставаться в курсе ключевых научных проблем современности: ВКонтакте, Facebook, Twitter, "Одноклассники".