Учёные впервые оценили опасность массового взлома беспилотных авто

Беспилотные автомобили всё активнее проникают в нашу жизнь, упрощая её, но вместе с тем неся новые риски.

Беспилотные автомобили всё активнее проникают в нашу жизнь, упрощая её, но вместе с тем неся новые риски.
Фото Global Look Press.

Беспилотные автомобили всё активнее проникают в нашу жизнь, упрощая её, но вместе с тем неся новые риски. Что будет, если очередной компьютерный вирус массово поразит не компьютеры, а самоуправляемые машины? Исследователи из Технологического института Джорджии впервые оценили, что произойдёт с мегаполисом, если в нём внезапно взбунтуются автомобили-роботы.

Автономный транспорт становится всё более привычным явлением, автомобили-роботы бьют рекорды и показывают себя лучше людей. Их побаиваются и дают им особые знаки отличия, хотя инциденты с участием беспилотников, приведшие к смерти пострадавших, пока единичны. Тем не менее с увеличением числа таких машин на дорогах общественного пользования растёт вероятность того, что соединённые с Интернетом автомобили могут не только нанести ущерб пассажирам или пешеходам, но однажды могут быть массово выведены из строя.

Что станет с мегаполисом, если весь его беспилотный транспорт выйдет из-под контроля? Именно этим вопросом задались учёные из Технологического института Джорджии в США (Georgia Institute of Technology). На мартовском заседании Американского физического общества в Бостоне они представили отчёт об исследовании киберфизических угроз, связанных со взломом транспортных средств, подключённых к Интернету.

Автор исследования Сканда Вивек (Skanda Vivek) вместе с коллегами обнаружил, что даже небольшая хакерская атака, поражающая всего 10% беспилотных автомобилей Манхэттена, может стать причиной пробок по всему городу и затруднить работу спасательных служб. Нетрудно представить, какую опасность представляет такая ситуация в случае, например, крупного террористического акта.

Учёные исследовали, как хакерские атаки могут повлиять на транспортный поток Нью-Йорка, используя метод агентного моделирования. В результате они обнаружили, что с помощью теории перколяции — математического подхода, основанного на статистическом анализе сетей — можно просчитать развитие последствий подобных событий в Нью-Йорке в режиме реального времени.

Вивек с коллегами не ограничились лишь прогнозированием возможных проблем. Он и его коллеги также разработали стратегию снижения рисков, предотвращающую массовое нарушение работы городских транспортных магистралей при взломе большого количества беспилотных автомобилей.

Проведённый учёными анализ показал, что использование множества разных сетей для подключения автомобилей к Интернету позволит уменьшить количество машин, которое злоумышленники смогут вывести из строя с помощью единичного взлома.

"Если, скажем, не больше пяти процентов беспилотников будут объединены одной сетью или будут использовать одни и те же сетевые протоколы, то риск пробок, парализующих весь город, будет низким. Следовательно, хакер, задумавший вызвать серьёзные проблемы, столкнётся с раздроблённой многосетевой архитектурой и будет вынужден осуществить множество одновременных взломов. Это повышает сложность атаки и делает её менее вероятной", – объясняет в пресс-релизе Вивек.

Подчёркивая важность проблемы, исследователь отмечает, что хакерская атака на транспортное средство — это не то же самое, что взлом базы данных. Аварии, вызванные взломанными автомобилями, представляют физическую угрозу для пассажиров и пешеходов и чреваты последствиями для транспортного потока и жизни большого города в целом.

Отдельные аварии с участием беспилотного транспорта привлекают пристальное внимание общественности в силу своей неординарности. Однако необходимы исследования, которые оценят вероятные последствия масштабных хакерских атак на транспортные системы беспилотников, которые сегодня создаются по всему миру. Все риски ещё только предстоит выявить и оценить, считает автор проведённой работы.

Добавим, что, несмотря на полученный результат, увеличение количества автономных систем на дорогах Вивека не пугает. Он считает, что за подключёнными к Интернету автомобилями будущее: "Они обладают невероятным потенциалом в плане положительного влияния на экономику, окружающую среду, а также на психологическое состояние водителей, освобождённых от стресса ежедневного передвижения по перегруженным улицам.

"Наша работа — это не препятствие для будущего самоуправляемых автомобилей. Напротив, новизна этого исследования заключается в обнаружении и просчитывании скрытых киберфизических угроз, вызванных взломом множества беспилотных машин, – говорит учёный. – Проливая свет на проблемы этих технологий сейчас, на ранних этапах, мы надеемся помочь предотвратить наихудшие варианты развития событий в дальнейшем".

Препринт статьи группы Вивека можно найти по этой ссылке.

Авторы "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) следят за самыми интересными исследованиями и открытиями учёных, касающимися развития автономного транспорта. Ранее мы уже сообщали о том, как беспилотные автомобили влияют на внимание водителей, а также о новом радиолокаторе, повышающем безопасность "умных" машин. Мы будем держать вас в курсе и далее.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях: VK, Facebook, twitter, ОК.

Пока же предлагаем вам прочитать о других актуальных киберугрозах, например, учёные выяснили, чем опасны "умные" часы и фитнес-трекеры, как уберечь от взлома хакеров технику, подключённую к Интернету. Также мы писали о том, как российские учёные обеспечат кибербезопасность отечественного Интернета.