Бактерии и вирусы в носах детей подскажут, как лечить опасные лёгочные инфекции

Состав бактерий и вирусов заметно изменяется в носу ребёнка с лёгочной инфекцией.

Фото с сайта pixabay.com.

Прежде чем диагностировать и лечить инфекцию лёгких у ребёнка, стоит изучить микробиоту его носа. Оказывается, в ней содержатся важные подсказки, которые помогут ускорить терапию и повысить её эффективность.

Инфекции нижних дыхательных путей (к которым относятся, к примеру, пневмония и бронхиолит) являются основной причиной смерти детей в возрасте до пяти лет во всём мире. Основные симптомы таких болезней – кашель, одышка, слабость и жар.

Учёные из Университета Эдинбурга совместно с коллегами из Нидерландов выяснили, что улучшить диагностику и лечение таких опасных заболеваний может один довольно простой анализ. Речь идёт об исследовании микробиоты (совокупности бактерий и вирусов) носа юного пациента.

В ходе работы специалисты изучили микробиоту носоглотки 150 детей в возрасте от четырёх недель до пяти лет. Пациенты были госпитализированы с инфекциями нижних дыхательных путей.

Полученные при помощи мазка биологические материалы сравнивали с образцами от 300 здоровых детей.

Оказалось, состав бактерий и вирусов заметно меняется в носу ребёнка с лёгочной инфекцией. В частности, речь идёт об изменении соотношения конкретных типов бактерий и вирусов. Более того, выяснилось, что микробиота задней части носа и горла связана с микробиотой лёгких, что облегчает диагностику инфекций.

Но важнее всего, что такой анализ даст ценные медицинские подсказки. К примеру, он поможет понять, какова серьёзность болезни, насколько интенсивное лечение требуется ребёнку и как долго он должен находиться в больнице.

На основе этих же данных можно определить, способен ли организм самостоятельно противостоять инфекции. В случае положительного ответа получится избежать лечения мощными антибиотиками, которые могли бы нанести ущерб детскому здоровью.

Также отметим любопытный момент. Согласно новым данным, профиль микробиоты носоглотки позволяет выявить здоровых и больных детей с 92%-ной точностью и вне зависимости от того, какие симптомы проявляются у пациента.

По словам экспертов, это противоречит традиционному представлению, что именно симптомы дают ключевую подсказку о том, что послужило причиной заболевания – бактерия или вирус (именно на основе этой информации принимается решение о назначении антибиотиков).

"Инфекции лёгких могут быть чрезвычайно серьёзными у детей и младенцев и очень беспокоить родителей. Наши результаты впервые показывают, что общее микробное сообщество, а не один вирус или бактерия, является жизненно важным показателем здоровья дыхательных путей. Это может реально повлиять на то, как врачи диагностируют инфекции нижних дыхательных путей и используют антибиотики для борьбы с ними", – резюмирует ведущий автор исследования профессор Дебби Богерт (Debby Bogaert).

Кстати, команда также отмечает, что особенности микробиоты носа могут объяснить, почему некоторые дети более склонны к развитию инфекций, чем другие. А эти знания, в свою очередь, могут пригодиться при разработке новых методов профилактики серьёзных заболеваний у малышей.

Научная статья по итогам этой работы опубликована в журнале The Lancet Respiratory Medicine.

Кстати, ранее исследователи выяснили, что бактерии в носу помогают человеку защищаться от вирусов гриппа.

Также авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали, чем можно заразиться, ковыряясь в носу.