Ужасный подросток: молодые тираннозавры охотились на крупную добычу

Зубы юного тирекса лучше всего подошли к следам укуса на позвонке жертвы.

Фото Patrick Flood, UW Oshkosh.

Учёные изготовили силиконовый слепок окаменелости, чтобы точнее определить характеристики зубов хищника, напавшего на древнего эдмонтозавра.

Фото Patrick Flood, UW Oshkosh.

Зубы юного тирекса лучше всего подошли к следам укуса на позвонке жертвы.
Юный тирекс был столь же опасен, как и его взрослые сородичи, выяснили палеонтологи.

Если кто-то думает, что человеческие подростки ужасны, нелишне будет взглянуть на юношу вида Tyrannosaurus rex. Это вчерашнее дитя нападало на ту же добычу, что и его взрослые сородичи. Об этом рассказывает научная статья, опубликованная в журнале PeerJ группой во главе с Джозефом Петерсоном (Joseph Peterson) из Университета Висконсина в Ошкоше, США.

Палеонтологов заинтересовали останки эдмонтозавра – крупного растительноядного динозавра мелового периода. На хвостовом позвонке рептилии учёные обнаружили следы зубов хищника.

Но кто мог их оставить? В одном слое с ископаемым были обнаружены останки лишь нескольких хищников, так что выбор был ограничен.

"Там можно найти окаменелости крокодила, но от [укуса] такого крокодила остались бы круглые следы, а не эллиптические проколы, которые мы обнаружили на позвонке [жертвы]", – рассказывает Петерсон.

Другими подозреваемыми были небольшие динозавры, похожие на велоцирапторов. Однако их зубы слишком малы для найденных следов. С другой стороны, у взрослого T. rex они, напротив, слишком велики.

Единственным подходящим кандидатом остался детёныш тираннозавра. Это делает находку уникальной, так как следы хищнического поведения молодых динозавров находят крайне редко. Почти все известные следы укусов оставлены взрослыми особями.

Чтобы выяснить, каким мог быть возраст хищника, учёные сделали силиконовые слепки со следов укуса и сопоставили их с данными о размерах зубов у тираннозавра в разном возрасте. Выяснилось, что охотнику, скорее всего, было 11–12 лет. Для тирексов это подростковый возраст: уже не детёныш, но ещё не взрослый.

Любопытно, что такой "юноша со взором горящим" ещё не мог разгрызать кости своей добычи, как это делали зрелые особи. Правда, его жертвам вряд ли было от этого легче.

"Это [исследование] важно для палеонтологии, потому что оно демонстрирует, как у T. rex – самого популярного динозавра всех времён – в процессе роста менялся рацион и способности к питанию, – резюмирует Петерсон. – Это часть продолжающейся более масштабной исследовательской работы многих палеонтологов, [направленной на то], чтобы лучше понять, как T. rex рос и функционировал как живое существо более 65 миллионов лет назад".

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) неоднократно писали о детёнышах тираннозавров. Например, мы рассказывали о том, что они не спешили вылупляться из яиц. В то же время крошки-титанозавры были на удивление самостоятельными.