В США начнут обучать студентов поискам внеземного разума

Перспективность поиска сигналов инопланетных цивилизаций многие десятилетия остаётся предметом дискуссий в научной среде.

Фото NAIC Arecibo Observatory.

Судя по всему, специальность "поиски сигналов от инопланетян" вскоре может стать реальностью.

Специальность "поиски сигналов от инопланетян" вскоре может стать реальностью, сообщает журнал Science.

Университет Пенсильвании начал сбор средств на открытие Пенсильванского центра по поиску внеземного разума (PSETI). Планируется привлечь 110 миллионов долларов (более семи миллиардов рублей по курсу на 4 марта 2019 года). Если сумма будет собрана в полном объёме, на эти деньги будут созданы образовательные программы для студентов и рабочие места для исследователей.

Отметим, что на сегодняшний день центр получил на своё развитие лишь 3,5 миллиона долларов (более двухсот миллионов рублей по текущему курсу). Эта сумма позволит создать в университете новую должность "профессора по инопланетянам".

"Академической экосистемы для этой области в целом действительно нет, – объясняет сотрудник университета Джейсон Райт (Jason Wright), который будет руководить новым центром. – Но вы не можете работать над [такого рода исследованиями], не имея студентов и постдоков".

Райту удалось насчитать только пять человек, имеющих степень PhD (аналог российской кандидатской степени), которые были бы заняты в исследованиях в области SETI. Напомним, что последняя аббревиатура – сокращение от словосочетания Search for Extraterrestrial Intelligence, то есть "поиск внеземного разума".

"Требуется человек особого типа, чтобы войти в область, которая не финансируется и даёт мало возможностей для трудоустройства", – констатирует Райт.

Дело в том, что в 1993 году Конгресс США запретил американского космическому агентству NASA финансировать программы по поиску сигналов от внеземных цивилизаций. С тех пор эта отрасль страдает от недофинансирования.

Такая ситуация объясняется тем, что большинство астрономов скептически относятся к идее поиска "братьев по разуму". И на то есть веские причины. Нам не известно, есть ли они вообще, как часто они встречаются во Вселенной и на что могут быть похожи следы их деятельности. Кроме того, никто не знает, стоит ли пытаться связаться с гипотетическими инопланетными цивилизациями и чем могут закончиться такого рода проекты для человечества.

Как будет мыслить существо, биологически совершенно отличное от нас? Мы этого не знаем. Человеческая психика – продукт работы мозга, и совершенно другой организм, возможно, породил бы абсолютно непохожий разум. Придёт ли ему в голову (отросток, щупальце, ложноножку…), что где-то существуют инопланетяне? Посчитает ли он нужным передавать им какие-то сигналы? Станет ли использовать для этого радио, как предполагается в большинстве проектов, посвящённых SETI? Всё эти вопросы пока остаются без ответов.

Даже если не брать всё это в расчёт, остаётся фактор времени. Homo sapiens как вид существует всего 200–300 тысяч лет, а научному методу и идеологии прогресса и изучения природы – несколько веков. На что будет похоже даже хорошо известное нам человечество (а не таинственные инопланетяне) через пятьсот, тысячу, миллион лет? Чего оно будет хотеть и что мочь – загадка.

Между тем звёзды (и, соответственно, их планеты) очень отличаются по возрасту. Одним всего лишь десятки миллионов лет, а другим больше пяти миллиардов. Если даже предположить, что где-то существует "Земля 2.0", нужно во всех смыслах слова фантастическое везение, чтобы застать её население на нашей собственной стадии развития.

Наконец, есть и ещё один аргумент. Вселенная интенсивно изучается во всех диапазонах. И, если инопланетяне действительно передают нам сигналы, которые мы можем распознать как искусственные, или сооружают некие конструкции, заметные в телескоп, мы рано или поздно обнаружим их и без целенаправленных поисков.

В этих условиях большинство астрономов предпочитает, чтобы деньги, которых на науку даже в самых богатых странах выделяется меньше, чем хотелось бы учёным, тратились на более конкретные исследования.

Пока же речь идёт скорее о поиске иголки в стоге сена, причём у нас даже нет подходящего магнита, да и, как выглядит сама иголка, мы пока не знаем. С другой стороны, если никто не займётся проработкой идей SETI, то и шансов создать тот самый "магнит" у человечества не будет.

Впрочем, нельзя сказать, что отсутствие финансирования останавливает увлечённых людей. Так, одни энтузиасты привлекают к поискам других цивилизаций искусственный интеллект, вторые предлагают проекты маяка, чтобы инопланетяне сами нас заметили, а третьи считают, что мы ещё не нашли братьев по разуму только потому, что плохо искали.