Плохая тенденция: беспилотные автомобили делают водителей невнимательными

По мнению специалистов, люди должны оставаться бдительными до тех пор, пока автоматизированные системы вождения не станут надёжными на все 100 процентов.

По мнению специалистов, люди должны оставаться бдительными до тех пор, пока автоматизированные системы вождения не станут надёжными на все 100 процентов.
Фото Global Look Press.

Исследователи из США пришли к выводу, что самоуправляемые автомобили ещё не достаточно безопасны для людей. За ними пока ещё нужен глаз да глаз.

Самоуправляемые транспортные средства становятся всё более привычным явлением. Однако полностью избавить водителя от всех обязанностей они пока не могут. До сих пор в каждом беспилотном агрегате на месте шофёра сидит человек, который в случае опасности возьмёт управление на себя. Проблема в том, что искусственный разум до сих пор не научился вовремя обнаруживать все возможные опасности на пути.

Однако всё больше людей, садясь за руль такого автомобиля, расслабляются и перестают концентрировать своё внимание на дороге. Водители доверяют беспилотным машинам и в итоге тоже перестают контролировать дорожную ситуацию. К такому выводу пришли специалисты из Университета Райса и Техасского технологического университета.

В недавнем исследовании приняло участие 60 водителей, получивших права в сертифицированных автошколах. Все они "находились за рулём" автономных машин на специальном симуляторе.

Участников предупредили, что им не нужно будет управлять автомобилем. Всё, что от них требовалось – это следить за проезжей частью и обращать внимание на транспортные средства, которые останавливаются на перекрёстках и вторгаются на полосу движения водителя.

Испытуемые также должны были выявлять транспортные средства, которые останавливались на перекрёстках должным образом, и те, которые создавали аварийные ситуации.

Дело в том, что такие препятствия беспилотные машины обнаружить не могли, поэтому вся надежда была на водителей.

В первые десять минут виртуальной поездки точность распознавания и реагирования людей на внештатную ситуацию была наиболее высокой – примерно 88%. Это, впрочем, означает, что водители всё-таки упустили из виду несколько опасных ситуаций. Но уже спустя 40 минут точность реакции упала до 7-21%.

Иными словами, чем дольше водитель использовал автоматизированную систему вождения, тем больше была вероятность того, что он пропустит опасность.

Наиболее вероятным объяснением такого явления, профессор психологических наук Университета Райса и соавтор исследования Пэт ДеЛусия (Pat DeLucia) называет привыкание людей к тому факту, что автомобиль всё делает сам. В результате люди успокаиваются и перестают видеть опасные ситуации.

"До тех пор, пока автоматизированные системы вождения не станут полностью надёжными и не научаться реагировать на все опасные ситуации, водитель должен оставаться бдительным и быть готовым взять на себя ответственность", – комментирует работу ведущий автор исследования Эрик Гринли (Eric Greenlee) из Техасского технологического университета.

Однако недавняя работа хорошо демонстрирует, что водители "в объятьях беспилотника" не становятся бдительней, а лишь ещё больше расслабляются. Исследователи надеются, что новая информация заставит людей задуматься.

Научная статья по итогам исследования вышла в издании с говорящим названием "Человеческие факторы" (Human Factors).

Ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о виртуальной автошколе, в которой автономные машины научат не путать сигналы светофора, а также об удивительном георадаре, который повысит безопасность беспилотников. Кроме того, мы писали о том, как инженеры учат автономные автомобили уверенно маневрировать на скорости около 140 километров в час.