Предвестник гибели: найдены останки крошечного предка грозного тирекса

Художественное представление Moros intrepidus.

Иллюстрация Jorge Gonzalez.

Предок тирекса показывает, что похожие на него "ужасные ящеры" приобрели гигантские размеры довольно быстро по меркам истории.

Когда речь заходит о тираннозаврах, первое, что приходит на ум, – это образ ужасающего и гигантского хищника из киноэпопеи "Парк юрского периода". Но, как известно, всё большое начинается с малого. Недавно палеонтологи обнаружили останки неизвестного ранее вида тираннозавроидов, который к тому же отнесли к новому роду. Что интересно, его размеры были довольно скромны.

Специалисты назвали новый вид Moros intrepidus: Moros означает "воплощение надвигающейся гибели", а intrepidus переводится как "бесстрашный". Он является самым ранним тираннозавроидом ("подобным тираннозавру"), обнаруженным в Северной Америке.

История открытия началась в 2012 году, когда палеонтолог Линдси Занно (Lindsay Zanno) из Университета Северной Каролины занималась поиском окаменелых останков динозавров в американском штате Юта.

Она обнаружила несколько костей, которые, как оказалось позднее, принадлежат M. intrepidus.

Специалисты определили, что существо весило не более 78 килограммов. Таким образом новый динозавр был намного меньше своего более известного родственника – тирекса. Рост последнего порой доходил до четырёх метров и весил он до 10 тонн.

Палеонтологи установили, что на момент смерти "предвестнику гибели" было не более семи лет, то есть он был почти взрослой особью.

M. intrepidus обитал на нашей планете 96 миллионов лет назад. Как говорят учёные, его возраст и размеры позволяют узнать немного больше об одном из самых драматических поворотов сюжета в истории динозавров.

В позднеюрский период тираннозавроиды были лишь одними из многих хищников небольшого размера, прятавшихся в тени гораздо более крупных существ, например, аллозавров.

Но на определённой стадии мелового периода аллозавры вымерли, а тираннозавроиды быстро заняли их место, превратившись в доминирующих хищников. Они беспрепятственно правили до тех пор, пока астероид не "перезагрузил" жизнь на Земле примерно 66 миллионов лет назад. (Впрочем, возможно, динозавры вымерли совсем по другой причине.)

Загадкой для учёных остаётся, когда и как тираннозавроиды увеличились в размерах. Из-за отсутствия окаменелостей ранних тираннозавроидов (особенно мало их в Северной Америке), специалисты не могут ответить на многие вопросы.

Так, палеонтологи нашли останки большого числа небольших по размеру видов тираннозавроидов, обитавших на планете около 150 миллионов лет назад. Но затем на временной шкале палеонтологи наблюдают пробел длиной в 70 миллионов лет: следующие по датировке останки тираннозавроидов, обнаруженные специалистами в Северной Америке, относятся к периоду 80 миллионов лет назад.

Получается, что существует гигантский пробел в эволюции тираннозавроидов, который ведёт от относительно мелких существ к свирепым гигантам, таким как тирекс.

Открытие нового вида динозавров означает, что 96 миллионов лет назад североамериканские тираннозавроиды были ещё довольно маленькими. По словам специалистов, это указывает на то, что тираннозавроиды превратились в гигантов за очень короткий по меркам истории срок: 16 миллионов лет или даже меньше (столько прошло между "появлением на свет" M. intrepidus и самых ранних из крупных тираннозавроидов).

"Это очень быстро", – констатирует Занно.

Сравнивая ископаемые находки M. intrepidus с окаменелостями других тираннозавроидов, исследователи пришли к выводу, что новый вид появился в Азии.

Авторы предполагают, что "бесстрашные" участвовали в большой миграции, когда млекопитающие и динозавры перемещались между современной Сибирью и Аляской во время изменений уровня моря.

В конце концов, тёплый климат мелового периода, скорее всего, убил аллозавров, но пощадил тираннозавроидов.

"Они быстро увеличивались в размерах и продолжали очень быстро становиться доминирующими хищниками в позднемеловых экосистемах", – говорит Занно.

Как добавляет Стив Брусатт (Steve Brusatte) из Эдинбургского университета, обнаружение новых останков не полностью раскрывает тайну того, почему тираннозавроиды переняли бразды правления у аллозавров, но оно поможет исключить некоторые существующие теории.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Communications Biology. Добавим, что Занно и её коллеги намерены продолжить работы в штате Юта.

К слову, обнаружение M. intrepidus стало ещё одним знаковым событием в длинной череде недавних открытий, которые помогли узнать больше об одном из самых известных динозавров в истории.

Только за последние несколько лет учёные изменили наше представление о древних ящерах, показав, что тирексы не могли быстро бегать и высовывать язык.

Кроме того, свирепые хищники вряд ли рычали, как это часто показывается в кинолентах. Скорее всего, они ворковали, как голуби.