Исследователи выяснили, как сон защищает организм от инфекций

Во время сна иммунные клетки человека защищают организм более эффективно.

Фото Global Look Press.

Во время сна организм не только восстанавливает силы, но ведёт активные боевые действия. Когда человек спит, меняется работа его иммунной системы, и защита от инфекций становится более эффективной. Немецкие учёные разобрались, как именно это происходит.

Давно известно, что сон – качественный и в достаточных количествах – является залогом здоровья. Более того, при некоторых недугах он может оказаться лучшим лекарством.

Во время отдыха организм не только восстанавливает силы, но и ведёт активные боевые действия. К примеру, когда человек спит, меняется работа его иммунной системы, и борьба с инфекцией становится более эффективной.

Исследователи из Тюбингенского университета в Германии подробно изучили, каким образом сон улучшает иммунный потенциал организма.

Поясним, что нашими главными защитниками выступают Т-клетки. Они распознают захватчиков, обеспечивают иммунный ответ, а также утилизируют повреждённые клетки.

Когда у Т-клеток появляется новая мишень (скажем, клетка, инфицированная вирусом), они при помощи липких белков – интегринов – прикрепляются к своей цели и уничтожают её. По сути, от активации таких "липучек" зависит эффективность иммунного ответа.

Ранее специалисты выявили сигналы, которые активируют интегрины. А вот сигналы, которые, напротив, могут ослабить способность Т-клеток цепляться к своей мишени, не были изучены достаточно хорошо.

В ходе новой работы команда под руководством Стояна Димитрова (Stoyan Dimitrov) выяснила, что активации интегринов в Т-клетках препятствуют некоторые гормоны (в том числе адреналин и норадреналин), ряд провоспалительных молекул из класса простагландинов, а также нейромедиатор под названием аденозин.

По словам Димитрова, при многих патологических состояниях, таких как рост опухоли, малярийная инфекция, гипоксия и стресс, уровень молекул, замедляющих активацию интегринов, возрастает. Чем, собственно, и объясняется подавление иммунитета, сопутствующее подобным недугам.

Между тем во время сна уровни адреналина и простагландинов существенно снижаются, а значит, иммунные клетки могут работать без помех.

Чтобы проверить это, специалисты оценили работу Т-клеток здоровых добровольцев, которые либо спали, либо бодрствовали всю ночь. В иммунных клетках участников из первой группы действительно наблюдались более высокие уровни активации интегринов, чем у людей из второй группы.

Авторы работы отмечают, что новые данные особенно актуальны в свете широкого распространения ряда расстройств, которые сопровождаются нарушениями сна, таких как депрессия и хронический стресс. Подобные состояния могут сделать организм более восприимчивым к другим болезням из-за снижения иммунитета.

Кроме того, Димитров и его коллеги полагают, что знания о работе иммунитета во время сна помогут в создании новых терапевтических стратегий, улучшающих защитные способности Т-клеток. Благодаря этому можно будет повысить эффективность многих лечебных методик, к примеру, иммунотерапии рака, при которой иммунные клетки должны атаковать и уничтожать раковые клетки.

Научная статья по итогам этой работы опубликована в издании Journal of Experimental Medicine.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о том, что недосып меняет болевой порог человека и заставляет мозг "съедать" самого себя.