Кишечные бактерии могут защищать людей от депрессии

Изучение кишечных бактерий, связанных с психическими расстройствами, поможет в лечении последних, уверены учёные.

Бельгийские учёные открыли новую "сферу влияния" кишечных бактерий. Полученные данные интригуют, хотя причинно-следственные связи пока обозначаются как "потенциальные".

Бельгийские учёные открыли новую "сферу влияния" кишечных бактерий. Оказалось, от этих микроорганизмов может зависеть психическое здоровье человека. В частности, специфические бактерии могут защищать от депрессии.

Команда под руководством Еруна Раса (Jeroen Raes) из Фламандского института биотехнологий при Лёвенском католическом университете проанализировала бактериальный состав образцов кала более двух тысяч человек из Бельгии и Нидерландов. Некоторым из них была диагностирована депрессия, и авторы работы проверили, отличается ли микробиота таких пациентов.

Оказалось, в кишечнике людей с депрессией практически отсутствовали микробы родов Coprococcus и Dialister. Причём их популяции были крайне скудны, вне зависимости от того, принимали пациенты антидепрессанты или нет. Между тем у добровольцев, не имеющих психических расстройств, эти бактерии присутствовали в нормальном количестве.

Также анализы показали, что в кишечнике людей с депрессией было повышено содержание бактериодов – микроорганизмов, связанных с воспалительным заболеванием кишечника под названием болезнь Крона.

На следующем этапе специалисты изучили геномы более 500 кишечных бактерий и проверили их способность к производству нейромедиаторов. В итоге был составлен первый "Каталог нейорактивности" кишечных бактерий. И, как выяснилось, некоторые из них действительно могут вырабатывать соединения, влияющие на работу мозга.

"В кишечнике человека вырабатываются многие нейроактивные соединения. Мы хотели посмотреть, какие кишечные микробы могут участвовать в производстве, деградации или модификации этих молекул. Наш инструментарий позволяет не только идентифицировать различные бактерии, которые могут влиять на психическое здоровье, но и механизмы, вовлечённые в это взаимодействие", – сообщила соавтор работы Миреия Вальес-Коломер (Mireia Valles-Colomer) из Лёвенского католического университета.

К примеру, оказалось, что копрококки (те самые бактерии, которые отсутствовали в кишечнике людей с депрессией) способны продуцировать вещество под названием DOPAC, метаболит нейротрансмиттера дофамина. И это потенциально может быть связано с улучшением психического здоровья.

С другой стороны, те же бактерии также производят противовоспалительное соединение под названием бутират. А ранее было показано, что депрессия в некоторых случаях может быть связана с воспалительными процессами в мозге человека.

Ерун Рас отмечает, что до сих пор "взаимоотношения" между кишечной микробиотой и мозгом изучалась лишь на животных. Клинических данных, к сожалению, слишком мало, чтобы говорить о том, являются ли выявленные изменения микробного состава причиной или следствием депрессии.

В дальнейшем исследователи намерены расширить набор данных и подробнее изучить, как кишечные бактерии влияют на работу мозга и психические расстройства. Это поможет лучше понять природу последних и, возможно, создать новые способы лечения.

К слову, многие учёные делают ставку на методику под названием трансплантация фекальной микробиоты, которая уже показала свою эффективность в лечении опасных заболеваний не только кишечника, но и мозга.

Статья с более подробным описанием этой работы была опубликована в журнале Nature Microbiology.

Кстати, авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) ранее сообщали о том, что некоторые кишечные бактерии защищают людей от сердечно-сосудистых заболеваний и помогают бороться с гриппом. Другие же, напротив, могут оказывать негативное воздействие на здоровье: провоцировать аутоиммунные заболевания и мешать вылечиться от рака.