Старение и хронические болезни имеют общую генетическую природу

Тесная взаимосвязь между хроническими заболеваниями и смертностью указывает на то, что их риски могут регулироваться одним и тем же процессом, а именно – старением.

Исследователи доказали, что старение удваивает риск развития хронических заболеваний каждые восемь лет жизни, и открыли гены, связанные с этим процессом.

С каждым годом в мире становится всё больше пожилых людей: возрастная группа 60+ растёт быстрее, чем любая другая. Но долголетие, к сожалению, не является залогом здоровья. Большинство пожилых людей страдает от хронических заболеваний, что сказывается на качестве их жизни, а в мировом масштабе – на здравоохранении и экономике.

Учёные из Московского физико-технического института совместно с коллегами из Университета Эдинбурга и других исследовательских организаций решили собрать больше данных о возникновении хронических заболеваний.

Команда изучила генетические и медицинские данные более 300 тысяч британцев в возрасте от 37 до 73 лет. Сведения были получены из базы UK Biobank.

Специалисты выяснили, что наиболее распространённые хронические состояния, такие как рак, диабет, хроническая обструктивная болезнь лёгких, инсульт, деменция и некоторые другие, по-видимому, имеют общий механизм возникновения. И это, собственно говоря, сам процесс старения.

"Согласно закону смертности Гомпертца, риск смерти от всех причин растёт экспоненциально начиная с 40 лет и удваивается примерно каждые 8 лет. Анализируя динамику заболеваемости, мы обнаружили, что риски возраст-зависимых заболеваний с возрастом тоже растут экспоненциально и удваиваются со скоростью, близкой к закону Гомпертца", – рассказывает Пётр Федичев, основатель и научный директор исследовательской компании Gero, руководитель лаборатории моделирования живых систем МФТИ.

По его словам, такая тесная взаимосвязь между наиболее распространёнными хроническими заболеваниями и смертностью указывает на то, что их риски могут регулироваться одним и тем же процессом, а именно – старением.

"Именно поэтому здоровая продолжительность жизни может быть использована в качестве прокси для изучения генетических факторов, контролирующих скорость старения", – продолжает учёный.

Его команда обнаружила в общей сложности 12 генетических локусов (участков генома), влияющих на здоровую продолжительность жизни.

Но исследователям понадобилось подтвердить свои выводы, поскольку они изучали геномы британцев. Они проанализировали генетические данные людей других этнических групп и национальностей: европейцев, африканцев, китайцев, выходцев из Южной Азии и с Карибских островов.

В итоге оказалось, что 11 из 12 обозначенных генетических вариантов увеличивают риск как в экспериментальной, так и в контрольных группах.

Причём как минимум три локуса из обнаруженных связаны с риском развития сразу нескольких заболеваний и одновременно со здоровой продолжительностью жизни. Эти гены, по мнению учёных, могут являться ключевыми генетическими факторами старения.

Один из этих генов, как выяснилось, тесно связан с хронической обструктивной болезнью лёгких, диабетом, раком и деменцией. Варианты другого гена позволили спрогнозировать продолжительность жизни добровольцев, чьи данные были в базе, а также оказались связаны с риском развития макулодистрофии (заболевание глаз). Ещё один локус из выделенной тройки не был ассоциирован ни с одним из заболеваний, однако же влиял на здоровую продолжительность жизни.

Кроме того, исследователи обнаружили явные генетические корреляции между здоровой продолжительностью жизни и такими состояниями как ожирение, диабет второго типа, ишемическая болезнь сердца, а также социально-демографическими признаками, включающими возраст родителей на момент смерти, возраст рождения первого ребёнка, курение и уровень образования.

По мнению экспертов, требуется больше подобных работ, чтобы подробнее изучить генетические факторы риска развития болезней и влияние генов на продолжительность жизни. Отмечается, что именно такие полногеномные исследования с использованием крупных баз данных являются наиболее перспективными в этой области.

"Мы надеемся, что наша работа приведёт к созданию новых диагностических методов в области генетики старения и сформирует набор мишеней для будущих терапий против старения. В конце концов, именно увеличение здорового периода жизни, а не просто её продление, является конечной целью всех антивозрастных вмешательств", – заключает Пётр Федичев.

Научная статья по итогам этой работы опубликована в журнале Nature Communications Biology.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, что гены долголетия имеют "срок годности".

Тем временем аналитики спрогнозировали, как изменится продолжительность жизни людей во всём мире в 2040 году.