Шестиметровый архозавр разгрызал кости своих жертв и глотал собственные зубы

Хищник разгрызал кости своих жертв, что крайне необычно для архозавров.

Иллюстрация Gerard Gierlinski.

Иллюстрация Jakub Kowalski.

Иллюстрация Martin Qvarnstrom.

Хищник разгрызал кости своих жертв, что крайне необычно для архозавров.
В ископаемых экскрементах обнаружились кости жертв и зубы самого хищника.
Ужас триасового периода – так можно было бы назвать архозавра вида Smok wawelski, ходившего по Земле 210 миллионов лет назад. Новые исследования показали, что трапезы этого охотника были куда брутальнее, чем у большинства хищных динозавров.

Ещё предки динозавров имели строение тела, которое позволило многим ящерам впоследствии стать эффективными хищниками. Одна из таких "удачных моделей" – крупный двуногий хищник – ярким представителем которой был знаменитый Tyrannosaurus rex.

К этому же типу принадлежит архозавр Smok wawelski, останки которого возрастом 210 миллионов лет были обнаружены в 2012 году в Польше. В это время (конец триасового периода) динозавры только начали появляться на Земле, так что неясно, следует ли относить S. wawelski к их числу.

Это был крупный хищник, длина тела которого составляла 5–6 метров. Он походил на T. rex даже больше, чем другие "коллеги", хотя двух рептилий разделяла пропасть в 140 миллионов лет. В частности, их роднили необычно крупная голова и мускулистое тело.

S. wawelski был крупным хищником, похожим на тираннозавра.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Scientific Reports, утверждается, что двух хищников роднила и практика питания, в целом крайне необычная для динозавров. Речь идёт о разгрызании костей.

Авторы изучили окаменелые экскременты (копролиты), рядом с которыми были найдены останки и следы тела S. wawelski. Размеры у копролитов подходящие, так что, судя по всему, древний кал принадлежал именно этому виду.

Исследованию подверглись десять образцов, причём три из них были просвечены с помощью рентгеновской микротомографии. Этот метод давно известен в палеонтологии, но лишь недавно стал применяться к копролитам.

К удивлению исследователей, выяснилось, что до 50% копролитов составляют раздробленные кости добычи. (Это, конечно, не означает, что половину рациона хищника составляли кости, просто твёрдые остатки лучше сохраняются). Исследователи опознали останки жертв нескольких таксонов, например, детёнышей дицинодонтов.

Некоторое количество обнаруженных в экскрементах зубов, вероятно, принадлежат самому хищнику. Вероятнее всего, он нечаянно проглотил их, сломав о кости жертвы.

Авторы добавляют к этому материалу несколько других свидетельств. Это раздробленные кости дицинодонтов со следами укусов и регургиталиты (ископаемое содержимое желудка, которое животное отрыгнуло), также богатые костями. Доподлинно неизвестно, кто оставил эти следы, но они обнаружены в том же пласте, что и останки S. wawelski.

В ископаемых экскрементах обнаружились кости жертв и зубы самого хищника.

Из всего этого авторы делают вывод, что архозавр разгрызал кости своих жертв. Зачем? Вероятно, его интересовал костный мозг, ценный источник жира и солей. Такое поведение часто встречается у млекопитающих. Но у динозавров и их ближайших родственников свидетельства такой практики обнаруживаются крайне редко.

Один из известных любителей костей – это уже упоминавшийся T. rex. Палеонтологи полагают, что необычно большая голова с сильными челюстями и держащее её мощное тело появились как приспособления именно к этому виду питания. В связи с этим особенно интересно, что эти признаки роднят S. wawelski с T. rex.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о хищном динозавре с "оружием в лапах", а также об обнаружении птерозавра внутри акулы.