Что указывает на потенциал детей в математике?

Иллюстрация Global Look Press.

Чем легче ребёнок оперирует числами на мысленной числовой линии, тем выше его потенциал в математике, выяснили учёные из Томского госуниверситета (ТГУ) и университетов Великобритании, США и Канады.

Международное исследование проводилось на выборке из более чем 3000 близнецов в возрасте от 8 до 16 лет из США, Канады, Великобритании, а также на выборке из 1456 детей (не близнецов) из России в возрасте от 8 до 18 лет.

Поясним, что тест "числовая линия", который выполняли дети, измеряет способность оценивать числовые величины на так называемой мысленной числовой линии. Такая способность развита у людей с разной степенью точности.

Так, в тесте участнику предлагается "размещать" числа на линии от 0 до, скажем, 1000, при этом измеряется, насколько близко к правильному расположению и как быстро даётся ответ.

Оказалось, что эти индивидуальные отличия связаны с различиями в математических навыках. По предположению учёных, успехи в математике частично связаны с умением оперировать числами на мысленной числовой линии.

Кроме того, учёные сделали вывод, что если среда не даёт ребёнку возможностей для развития, то его генетическим склонностям к математике сложнее "пробиться". К слову, более раннее исследование показало, что талант к математике может быть врождённым.

"Например, у ребёнка может быть большой потенциал к математике, но этот потенциал не проявляется, если он подавлен отсутствием необходимых ресурсов. В такой среде дети с высоким и низким потенциалом могут не различаться по результатам", – объясняет руководитель исследования Юлия Ковас, научный руководитель САЕ "Институт человека цифровой эпохи", профессор факультета психологии Голдсмитс, Университет Лондона.

Напротив, продолжает Ковас, если среда более унифицирована (например, у всех есть доступ к качественным образовательным ресурсам), то различия в достижениях больше объясняются различиями в задатках, в том числе и генетических.

К слову, загрязнённый воздух также может ухудшать способности к математике и языку.

Между тем источники индивидуальных различий в тесте числовых рядов и его связь с математическими способностями до конца не изучены, отмечают учёные.

Полученные результаты сейчас обсуждаются в контексте развития образовательной среды, а учёные продолжают работу, изучая деятельность мозга близнецов во время выполнения математических действий.

Научная статья по итогам исследования опубликована в British Journal of Educational Psychology.

Добавим, что авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) ранее рассказывали о том, что речь взрослых влияет на усвоение малышами основ математики.

Кроме того, учёные обнаружили способность мозга бессознательно решать математические задачи.