Лето близко: снимки "Кассини" указали на метановый дождь на Титане

Составное изображение Титана, на котором были обнаружены следы летних осадков в северном полушарии.

Фото NASA/JPL/University of Arizona.

На этом снимке "Кассини" хорошо видны сияющие пятна.

Фото NASA/JPL/University of Arizona/University of Idaho.

На этом снимке "Кассини" хорошо видны сияющие пятна.
Как и на вымышленном континенте Вестероса в "Игре престолов", смена сезонов на Титане происходит примерно раз в семь лет. Согласно прогнозам, лето должно было наступить в северном полушарии спутника в 2016 году, но этого не произошло. Но недавно астрономы всё-такие обнаружили доказательства наступления долгожданного тёплого времени года.

Титан, самый большой спутник Сатурна, является довольно активной луной, имеющей плотную атмосферу. Только этот мир, кроме Земли, может похвастаться поверхностными озёрами и реками, наполненными, впрочем, не водой, а углеводородами (в основном метаном и этаном).

Как и на вымышленном континенте Вестероса в "Игре престолов", смена сезонов на Титане происходит примерно раз в семь земных лет. И, согласно прогнозам, лето должно было наступить в северном полушарии спутника в 2016 году. Но вопреки ожиданиям астрономов этого не случилось.

Недавно же учёные проанализировали изображения, сделанные "Кассини", и нашли свидетельства выпадения осадков на северном полюсе луны, указывающие на долгожданное приближение тёплого времени года.

Отметим, что когда аппарат "Кассини" впервые прибыл на Титан в 2004 году, южное полушарие спутника наслаждалось летом, и космический аппарат наблюдал облачный покров и осадки на этой половине мира.

Астрономы разработали климатические модели Титана на основе данных "Кассини". Согласно полученные прогнозам, точно такая же погода будет наблюдаться в северном полушарии по мере смены сезонов.

Но оказалось, что Титан сложнее, чем казалось планетологам. Так, специалисты прогнозировали, что летнее солнцестояние в северном полушарии должно было состояться в 2017 году, при этом в 2016 году даже не было видно облаков, что немало озадачило учёных.

"Все учёные, изучающие Титан, с нетерпением ожидали увидеть облака и дожди на северном полюсе спутника, что указывало бы на начало северного лета. Но, несмотря на прогнозы климатических моделей, мы даже не видели облаков", – рассказывает ведущий автор исследования Раджани Дхингра (Rajani Dhingra).

По её словам, специалисты "назвали это курьёзным случаем пропажи облаков".

При этом облака могут быть не единственным показателем сезонного изменения погоды. Так, Дхингра и её группа обнаружила странную аномалию на снимке, сделанном "Кассини" 7 июня 2016 года. Подобные аномалии не наблюдались на снимках, сделанных во время предыдущих или более поздних пролётов аппарата.

Большая часть поверхности спутника, площадью примерно 120 тысяч квадратных километров, будто бы сияла в солнечных лучах.

Как пишут авторы работы, основываясь на общей яркости, спектральных характеристиках и геологическом контексте, они сделали вывод, что видят зеркальное отражение света от мокрой твёрдой поверхности (похожей на залитый солнцем мокрый тротуар).

При этом надо понимать, что речь не идёт о земном дожде – на Титане идёт дождь из жидкого метана!

Кроме того, специалисты отмечают, что, судя по форме рисунка, дождь выпал на неровную местность, а не на гладкую поверхность. Последнее привело бы к более круглому по форме отражательному пятну.

Несмотря на то, что прогнозы, скорее всего, были немного ошибочными, лето на северном полушарии Титана всё-таки наступило, делают вывод учёные.

Как говорят авторы работы, следующий их шаг – выяснить, почему лето наступило так поздно. Возможно, потребуется скорректировать климатические модели.

Результаты работы представлены в научном издании Geophysical Research Letters.

Напомним, что ранее астрономы обнаружили на Титане бури из органической пыли.

Если же говорить о космической погоде, например, на экзопланетах, то ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали об удивительных инопланетных рубиновых дождях и сапфировых вихрях.