Пчёлы могут задействовать для счёта всего четыре нейрона

Пчёлы могут сосчитать до пяти предметов, а также выбрать меньшее или большее количество из нескольких.

Фото umsiedlungen/pixabay.com.

Пчёлы демонстрируют впечатляющие когнитивные навыки при минимальных умственных способностях. Например, они умеют считать, не обладая знаниями о математике. Благодаря компьютерной симуляции учёные раскрыли секрет высокого интеллекта миниатюрных опылителей.

Как известно, размер мозга животного и количество нейронов в нём напрямую связаны с размерами тела. Так, мозг кита весит около девяти килограммов и содержит более 200 миллиардов клеток, человеческий мозг весит до полутора килограммов и насчитывает около 85 миллиардов нейронов, а мозг пчелы весит всего один миллиграмм и содержит менее миллиона нейронов.

Однако взаимосвязь "чем больше размер мозга, тем умнее его обладатель" наблюдается в природе не так уж часто. Как правило, различия в величине мозга связаны с определёнными отделами, которые отвечают за работу тех или иных органов чувств или, скажем, координацию движений. К примеру, большее количество нейронов помогает крупным животным управлять массивными мышцами.

В то же время для выполнения некоторых довольно сложных задач может потребоваться совсем небольшое количество нейронов. Подобный пример описали исследователи из Лондонского университета королевы Марии.

В ходе новой работы специалисты установили, что пчёлы могут вести счёт, задействуя лишь несколько клеток мозга.

Чтобы понять, как считают пчёлы, учёные смоделировали на компьютере очень простой миниатюрный "мозг" – нейронную схему из четырёх "клеток" (что гораздо меньше, чем у настоящей пчелы).

Этот "мозг" смог сосчитать пять предметов, последовательно изучая один за другим. Поясним, что таким же способом считают и пчёлы: в отличие от людей, они не способны сразу оценить количество предметов, находящихся перед ними (так, даже ребёнок понимает, три кубика перед ним или шесть).

При создании модели авторы работы проанализировали точки обзора, которые выбирают пчёлы, когда близко подлетают к объектам и тщательно осматривают один за другим.

Затем "мозгу" нужно было оценить количество представленных предметов, опираясь на те же визуальные сигналы, которые используют пчёлы. Успешные результаты свидетельствуют о том, что, судя по всему, "секрет интеллекта" кроется не в количестве нейронов, а в организации их работы.

Специалисты полагают, что стратегия последовательного изучения каждого отдельного предмета, которую используют пчёлы, значительно облегчает им подсчёт. Вероятно, благодаря этому опылители демонстрируют впечатляющие когнитивные навыки при минимальных умственных способностях.

Предыдущие исследования показали, что пчёлы могут сосчитать до четырёх и даже пяти предметов, а также выбрать меньшее или большее число из набора нескольких чисел. Более того, им известно понятие "ноль".

Такие способности объясняются, конечно, не тем, что насекомые имеют представление о таком понятии как число. На самом деле они подсчитывают предметы, используя определённые движения во время полёта, который совершается для последовательного и подробного осмотра интересующих их объектов. При этом происходит визуальный "ввод данных", и задача упрощается до такой степени, что требует минимальных умственных способностей.

Симуляция, созданная исследователями, говорит о том, что интеллектуальные навыки пчёл и, вероятно, некоторых других животных могут быть связаны с совсем небольшим количеством нейронов. Но при условии, что последние имеют определённые связи.

Новые данные могут быть полезны для специалистов, которые работают с алгоритмами искусственного интеллекта, ведь для создания, к примеру, автономной робототехники требуются надёжные и не слишком "вычислительно затратные" алгоритмы.

"Хотя обычно считается, что для подсчёта требуются высокий интеллект и большой мозг, наша модель показывает, что его можно легко выполнить с помощью наименьшего числа нервных клеток, соединённых правильно. Мы предполагаем, что способность пчёл к подсчёту объясняется использованием определённых движений во время полёта для "сканирования" целей, а не числовыми понятиями. Этот осмотр упрощает визуальный ввод. Это означает, что такая задача как подсчёт требует небольших умственных способностей", – рассказывает ведущий автор работы Вера Васас (Vera Vasas).

По её словам, наблюдая и анализируя реальные стратегии изучения объектов животными, можно заметить, что они часто используют "активное сканирующее поведение", как бы нанося в уме метку на каждый отдельный предмет. Это упрощает сложную задачу визуального распознавания предметов.

"Эти результаты дополняют растущий объём данных, показывающих, что на первый взгляд разумное поведение не требует наличия большого мозга. Оно может быть обусловлено небольшими нейронными цепями, которые легко помещаются в "микрокомпьютере", каковым является мозг насекомого", – отмечает руководитель исследовательской группы профессор Ларс Хиттка (Lars Chittka).

По мнению авторов работы, исследователям, изучающим интеллект животных, следуют обращать внимание не только на то, с какими когнитивными задачами те способны справляться, но и на то, как именно они это делают.

Научная статья по итогам этого исследования опубликована в журнале iScience.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, как пчёлы помогли нейробиологам раскрыть секреты работы человеческого мозга. Также оказалось, что пчёлы могут быть "правшами" и "левшами".