В развитии синдрома хронической усталости обвинили гиперактивную иммунную систему

Синдром хронической усталости характеризуется сильной утомляемостью, частыми головными болями, снижением когнитивных способностей, нарушениями сна и рядом других симптомов.

Синдром хронической усталости характеризуется сильной утомляемостью, частыми головными болями, снижением когнитивных способностей, нарушениями сна и рядом других симптомов.
Фото Global Look Press.

Синдром хронической усталости наблюдается примерно у 17 миллионов людей во всём мире. Порой он оказывается настолько тяжёлым, что у пациента нет сил подняться с постели. Новые данные учёных из Великобритании помогут более подробно изучить природу изнурительного заболевания и создать эффективные методы его диагностики.

Синдром хронической усталости (СХУ), также известный как миалгический энцефаломиелит, является длительным, изматывающим заболеванием. Оно, как понятно из общепринятого названия, характеризуется, в первую очередь, сильной утомляемостью. Также у пациентов с СХУ наблюдаются частые головные боли, снижение когнитивных способностей, аллергические реакции, различные нарушения сна и даже мышечные боли.

СХУ диагностирован примерно у 17 миллионов людей во всём мире, и подчас заболевание оказывается настолько тяжёлым, что у пациента даже нет сил, чтобы подняться с постели.

Ранее было установлено, что у людей с таким синдромом наблюдается истощение на клеточном уровне. Более того, в их организме, как правило, не хватает йода и гормонов щитовидной железы.

И всё же причины развития синдрома хронической усталости до сих пор не были изучены достаточно хорошо.

Пролить свет на природу расстройства помогла новая работа учёных из Королевского колледжа Лондона. Специалисты выяснили, что длительная усталость, предшествующую развитию СХУ, может быть связана с чрезмерным иммунным ответом. Речь идёт о "сверхактивном" состоянии защитных сил нашего организма.

Авторы работы поясняют: первые данные о том, что иммунная система играет определённую роль в развитии СХУ, появились уже довольно давно и продолжают накапливаться. В частности, многие пациенты сообщают о подобном состоянии после перенесённой болезни, вызванной вирусом.

На самом же деле СХУ начинает развиваться намного раньше, и к моменту постановки диагноза подавить его бывает довольно сложно.

Вот почему исследователи решили изучить природу болезни. По их мнению, это поможет диагностировать её раньше, а также разработать наиболее эффективные методы лечения.

Специалисты использовали данные пациентов, чтобы создать своего рода модель развития СХУ. В работе приняли участие 55 человек с хроническим гепатитом С. Они получали стандартное лечение при помощи противовирусного средства под названием интерферон-альфа. Оно вызывает мощный иммунный ответ – такой же, какой вызвала бы серьёзная инфекция.

При этом у многих пациентов в ходе такой терапии наблюдается повышенная утомляемость, и у некоторых из них это состояние сохраняется в течение нескольких месяцев после окончания курса лечения.

В ходе новой работы учёные фиксировали маркеры усталости и наблюдали за иммунным ответом добровольцев до, во время и после лечения интерфероном-альфа. Симптомы СХУ в процессе терапии были выявлены у 18 человек.

Сравнив их показатели с данными других участников, исследователи обнаружили различия в работе иммунной системы, в частности, более мощный иммунный ответ. Количество информационных молекул под названием интерлейкин-10 и интерлейкин-6, которые его стимулируют, у этих пациентов было повышено в два раза.

При этом важно отметить, что и до начала лечения уровни интерлейкина-10 были выше среди тех людей, у которых впоследствии наблюдались признаки синдрома хронической усталости. Иными словами, их иммунная система, вероятно, уже имела повышенную чувствительность.

"Впервые мы показали, что люди, склонные к развитию болезни, подобной СХУ, имеют сверхактивную иммунную систему как до, так и во время атаки. Наши результаты показывают, что люди с чрезмерным иммунным ответом на провоцирующий фактор могут быть более подвержены риску развития синдрома хронической усталости", – сообщила ведущий автор работы Элис Рассел (Alice Russell).

Примечательно, что к тому времени, когда у пациентов уже развился СХУ, заметных различий в работе их иммунной системы и иммунной системы других участников не наблюдалось. Никаких других факторов риска вроде сильной утомляемости, психических расстройств или стрессовых событий до начала лечения у добровольцев также не было зафиксировано.

Кроме того, специалисты не обнаружили аналогичных различий, сравнив данные ещё 54 пациентов, у которых уже был диагностирован СХУ, и 57 здоровых людей из контрольной группы.

Это означает, что синдром хронической усталости, по всей вероятности, можно выявить лишь на начальном этапе – в тот период времени, когда у человека наблюдается повышенное количество определённых "иммунных маркеров".

"Несмотря на то, что до создания скрининговых тестов ещё далеко, наши результаты являются первым шагом в выявлении людей, подверженных риску, и выявлении заболевания на его критических ранних стадиях", – отметил соавтор исследования профессор Кармине Парьянте (Carmine Pariante).

На следующем этапе его команде предстоит подтвердить, что полученные результаты применимы к большинству пациентов с синдромом хронической усталости, а также отыскать факторы, которые могут вызывать чрезмерный иммунный ответ. Впоследствии на основе этих данных можно будет разработать новые методы диагностики изнурительного расстройства.

Научная статья по итогам этой работы была опубликована в журнале Psychoneuroendocrinology.