Зонд OSIRIS-REx обнаружил воду на астероиде Бенну

Снимок астероида Бенну с расстояния в 24 километра.

Фото NASA/Goddard/University of Arizona.

Космический аппарат OSIRIS-REx, недавно вышедший на орбиту астероида Бенну, помог учёным сделать первое открытие. По небесному телу, осколком которого является этот астероид, некогда текла жидкая вода.

Об этом говорят данные двух бортовых спектрометров: инфракрасного OTES и работающего также и в видимом диапазоне OVIRS. С помощью этих приборов в грунте Бену были повсеместно обнаружены гидроксильные группы (OH-).

Наиболее вероятно, что они входят в состав молекул воды, содержащихся в местных глинистых минералах. Открытие гидроксильных групп означает, что породы Бенну некогда контактировали с жидкой водой.

Разумеется, на самом астероиде не могло быть озёр и океанов. Он слишком мал, чтобы иметь плотную атмосферу, а ведь только такая "подушка" может предохранить влагу от испарения или замерзания. Более того, это вообще самое маленькое небесное тело, на орбиту которого когда-либо выходил космический аппарат.

Специалисты считают, что собственную гидросферу имел гораздо более крупный объект, от которого некогда откололся Бенну.

"Присутствие гидратированных минералов на астероиде подтверждает, что Бенну, реликт начала образования Солнечной системы, является отличной целью для миссии OSIRIS-REx по изучению состава древнейших летучих и органических веществ, – говорит Эми Саймон (Amy Simon) из NASA. –Когда образцы этого материала будут возвращены миссией на Землю в 2023 году, учёные получат в свое распоряжение сокровищницу новой информации об истории и развитии нашей Солнечной системы".

Сейчас зонд обращается по орбите, проходящей через оба полюса Бенну, на высоте семи километров над поверхностью. Он изучает астероид с помощью бортовых приборов. В частности, спектрометры позволяют определить химический состав грунта, а лазерный дальномер используется для сканирования рельефа.

Карта Бенну нужна в том числе и для того, чтобы выбрать место для забора образцов грунта. Это непросто, ведь поверхность объекта оказалась более каменистой, чем представлялось по наблюдениям с Земли.

Специалисты пристально следят за траекторией "Озириса", чтобы точнее определить массу астероида. Эти данные пригодятся, чтобы понять структуру и состав его недр. Кроме того, они позволят рассчитать новые маневры.

"Наши предварительные данные показывают, что команда выбрала правильный астероид в качестве цели миссии OSIRIS-REx. До сих пор мы не обнаружили никаких непреодолимых проблем с Бенну, – констатирует Данте Лауретта (Dante Lauretta) из Университета Аризоны. – Космический корабль исправен, а научные приборы работают лучше, чем требуется. Настало время начать наше приключение".

Напомним, что в феврале 2019 года зонд должен выйти на новую траекторию. Расстояние от центра Бенну при этом будет варьироваться от двух до 1,4 километра, и это тоже будет рекорд. Ещё никогда космический аппарат не обращался вокруг какого бы то ни было небесного тела по настолько низкой орбите.

После этого зонд должен собрать образцы грунта и отправиться с ними на Землю.