Как оказание помощи другим людям влияет на мозг человека?

Разные виды помощи по-разному влияют на мозг человека, который её оказывает.

Иллюстрация Global Look Press.

Учёные выяснили, как различные виды помощи, поддержка конкретного человека или благотворительность, влияют на мозг человека.

Согласно недавнему исследованию учёных Питтсбургского университета, различные виды помощи оказывают различное воздействие на мозг. Более того, один вид поддержки способен уменьшить стресс и тревожность человека, который предоставляет свою помощь другим.

Психологи нередко используют термин "тёплое свечение", описывающий приятное ощущение, которое человек испытывает после оказания помощи другому. Считается, что основная причина всевозможных актов милосердия (свойственных и представителям животного мира) кроется в том, что такие поступки заставляют людей чувствовать себя лучше.

Ранее учёные уже изучали, как щедрость человека влияет на его физического и психическое здоровье. Например, одна из таких работ показала, что оказание помощи нуждающимся делает человека счастливее, и подтвердило этот факт, выделив соответствующие области мозга, которые были задействованы в этом процессе.

Специалисты Питтсбургского университета задумались, существует ли разница в том, кому помогает человек и как? Они захотели выяснить, имеет ли значение, отдаёт ли человек деньги близким людям или на благотворительность, то есть какому-то неизвестному ему нуждающемуся? Также они хотели изучить, могут ли различные виды оказываемой помощи улучшить здоровье "дарителя"?

Учёные назвали первый вид социальной поддержки целевым (когда помощь оказывается конкретному человеку), а второй – нецелевым (та же благотворительность). Затем исследователи изучили, как эти виды помощи влияют на мозг человека.

Авторы работы провели два эксперимента. Специалисты пригласили принять участие в первом эксперименте 45 человек. Им дали задание и сообщили, что они могут выиграть денежное вознаграждение для близкого им человека, незнакомца, нуждающегося в помощи, или для себя любимого. Затем испытуемым сделали МРТ для того, чтобы оценить, какие области мозга активизируются больше всего при оказании помощи.

Как и предполагалось, обе формы поддержки спровоцировали повышенную активность в вентральном стриатуме. Ранее учёные выяснили, что эта область мозга связана с альтруизмом. (Любопытно, что ранее учёные доказали склонность человека к альтруизму.).

Кроме того, любая оказываемая помощь приводила к увеличению активности в септальной области. Обе эти области мозга также связаны у млекопитающих с родительской заботой.

Важно отметить, что целевая (или адресная) поддержка была также связана с уменьшением активности в структуре под названием миндалевидное тело.

Эта область мозга обрабатывает эмоции, и в стрессовых ситуациях именно она посылает сигнал бедствия гипоталамусу, заставляя мозг войти в режим "борьбы или бегства" (реакция организма в ответ на стресс).

Повышенная активация миндалевидного тела наблюдается при тревоге, фобиях и посттравматическом стрессовом расстройстве. (А вот целевая поддержка, напомним, помогала "успокоить страсти".)

Примечательно, что предоставление нецелевой поддержки никак не коррелировало с активностью в миндалевидном теле.

Во втором эксперименте участвовало уже 382 человека, которые рассказывали учёным о своём просоциальном поведении (добровольных поступках, приносящих пользу другим людям). Как и в первом эксперимента, учёные сканировали мозг человека при помощи МРТ.

Ситуация повторилась: люди, которые говорили, что они привыкли оказывать поддержку конкретному человеку, демонстрировали снижение мозговой активности в миндалевидном теле. Нецелевая помощь такого эффекта не оказывала.

Результаты исследования показывают, что целевая помощь приносит пользу здоровью человека за счёт снижения тревожности и ослабления стресса.

Авторы работы отмечают, что их исследование носит наблюдательный характер, и они пока не выявили причинно-следственную связь оказания помощи и активации определённых областей мозга.

Они также отмечают, что оказание адресной помощи не всегда приводит к улучшению здоровья: например, длительный уход за больным членом семьи может нанести серьёзный вред здоровью человека.

Результаты работы представлены в научном издании Journal of Biobehavioral Medicine.