Долгожданный скелет рассказывает о туманной истории африканских динозавров

С виду довольно привычный длинношеий ящер оказался тем самым долгожданным новым видом, который может немало рассказать об истории африканского континента.

Иллюстрация Andrew McAfee, Carnegie Museum of Natural History.

Находка оказалась чуть ли не самым полным скелетом динозавра конца мелового периода из обнаруженных в Африке. Цветом отмечены найденные элементы скелета.

Иллюстрация Andrew McAfee, Carnegie Museum of Natural History.

Довольно сложно себе представить, чтобы африканский континент, богатый на палеонтологические открытия всех времён, сохранил невероятно мало свидетельств эпохи упадка динозавров. Но это действительно так. Посему относительно полный скелет нового вида динозавров, обнаруженный в Египте, стал серьёзным научным открытием с огромным потенциалом для построения новых теорий.

Закат эры динозавров достаточно хорошо изучен по ископаемым останкам, найденным в Европе, Азии, Северной и Южной Америках. Но если посмотреть на виртуальную карту находок, относящихся к позднему меловому периоду, то есть от 80 до 66 миллионов лет назад, бросается в глаза пустое пятно на Африканском континенте.

В отличие от настоящих палеонтологических сокровищниц, таких как Скалистые горы, пустыня Гоби и Патагония, в Африке выходы скальных пород встречаются очень редко, а большая часть земли, где окаменелые останки вообще могут быть обнаружены, покрыта густой растительностью. Вот почему долгие годы учёные практически ничего не знали об эволюции динозавров в этой части света.

Не удивительно, что находка крупного растительноядного ящера в египетской пустыне, детально описанная в статье в издании Nature Ecology and Evolution, стала настоящим событием для научного мира. Учёные из Университета Мансура (Египет), обнаружившие фрагменты скелета длинношеего ящера, определили, что жил он примерно 80 миллионов лет назад.

Во время триасового и большей части юрского периода все части суши, существовавшие тогда на нашей планете, объединились в единый сверхконтинент Пангею. Но в ходе мелового периода начался дрейф материков, и Земля постепенно приняла современный вид.

Что происходило с африканской фауной в те времена, учёные точно не знают. По одной из версий Африка могла на долгое время утратить связь с остальными континентами. В этом случае животный мир должен был развиваться в своём собственном направлении.

Но новый вид динозавров, получивший название мансурозавр (Mansourasaurus shahinae), впервые раскрывает тесную связь африканских динозавров с европейскими и азиатскими. А значит, скорее всего, в конце мелового периода хотя бы некоторые животные всё же могли переходить с одного материка на другой.

Мансурозавр относится к титанозаврам – группе зауроподов с длинными шеями и хвостами. Правда, в отличие от таких гигантов, как аргентинозавр, его размеры были значительно скромнее и сопоставимы с современным африканским слоном.

В ходе раскопок были обнаружены части черепа, нижняя челюсть, шея и задние позвонки, ребра, большая часть плеча и передняя конечность, часть задней ноги и кусочки дермальных пластин, покрывавших кожу ящера. По словам ведущего автора исследования доктора Хэшама Саллама (Hesham Sallam) это самый полный скелет представителя мелового периода из всех, что когда-либо удавалось найти в Африке.

"Когда я впервые увидел фотографии окаменелостей, моя челюсть шлёпнулась на пол, — рассказывает соавтор исследования Мэтью Ламанна (Matt Lamanna). — Это был Святой Грааль – хорошо сохранившийся экземпляр конца эпохи динозавров в Африке, который мы, палеонтологи, искали долгое время".

Специалисты сходятся во мнении, что египетская находка – это не просто кусочек неподдающейся головоломки об истории последнего периода эпохи динозавров в Африке. Прежде всего — это ключ к совершенно новой главе эволюционной истории животных в данном регионе, в которой удивительно много пробелов.

Отметим, что в специальном разделе проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) можно найти интересные сведения о большинстве открываемых сегодня видов динозавров, например, о сибиротитане, о ящере, напоминающем смесь лебедя и крокодила, и многих других.