В Крыму откопали мост, построенный для Екатерины Великой

Общий вид моста.

Общий вид моста.
Фото ИА РАН.

Возок Екатерины II, гравюра из книги Александра Брюкнера "Екатерина Вторая", 1883 год.

Возок Екатерины II, гравюра из книги Александра Брюкнера "Екатерина Вторая", 1883 год.
Иллюстрация ИА РАН.

Строящаяся трасса "Таврида" во многом повторяет древний маршрут.

Строящаяся трасса "Таврида" во многом повторяет древний маршрут.
Фото ИА РАН.

Верхняя часть моста.

Верхняя часть моста.
Фото ИА РАН.

Общий вид моста.
Возок Екатерины II, гравюра из книги Александра Брюкнера "Екатерина Вторая", 1883 год.
Строящаяся трасса "Таврида" во многом повторяет древний маршрут.
Верхняя часть моста.
Сотрудники Института археологии РАН обнаружили при раскопках в зоне строительства крымской автотрассы "Таврида" каменный мост, построенный к путешествию императрицы Екатерины II в южные области Российской Империи в 1787 году. На сегодня это самое старое инженерное сооружение в Крыму.

Весной 2017 года в Крыму начала работу экспедиция Института археологии РАН под руководством Сергея Внукова. Её задача – археологическое обследование местности вдоль строящейся трассы "Таврида" от Симферополя до Керчи. К настоящему времени учёные исследовали более 60 памятников самых разных эпох, от мезолита до XIX века.

В Белогорском районе Крыма у деревни Некрасово сотрудники экспедиции обнаружили памятник дорожного строительства – "Малый каменный мост". Его возведение можно предварительно отнести к концу XVIII века, ко времени знаменитого путешествия Екатерины II в недавно присоединённые к России южные регионы.

Императрица Екатерина II много путешествовала по России, историкам известны по меньшей мере восемь ее поездок. Например, в 1767 году она совершила плавание по Волге, добравшись до Симбирска, а в 1780 году побывала в западных губерниях. Но ее путешествие в Крым, незадолго до того отвоёванный у Турции, в 1787 году превзошло все предыдущие.

Эта поездка продолжалась более полугода – с января по июль. Императрицу сопровождала свита из более трёх тысяч сановников и придворных. В Киеве к путешественникам присоединились австрийский император Иосиф II, польский король Станислав-Август и светлейший князь Григорий Потёмкин.

Возок Екатерины II, гравюра из книги Александра Брюкнера "Екатерина Вторая", 1883 год.

К приезду Екатерины повсюду ремонтировали и строили мосты, дороги и здания, вдоль маршрута устанавливались каменные дорожные знаки – так называемые "екатерининские мили". Именно с этим путешествием связано появление знаменитого выражения "потёмкинские деревни".

Малый каменный мост, найденный археологами, по всей видимости, был построен к приезду Екатерины вместе с другими инженерными сооружениями участка тракта из Карасубазара (современный Белогорск) в Феодосию.

Маршрут императрицы по Таврической губернии пролегал через Перекоп, Ак-Мечеть, Севастополь, Бахчисарай, Карасубазар в Феодосию. Отрезок этой дороги от Карасубазара до Феодосии проходил значительно севернее современного шоссе и на многих участках совпадает со строящейся трассой "Таврида".

Распоряжение о грандиозном по тем временам дорожном строительстве было отдано Потёмкиным. По замыслу князя, тракт должен был стать "во много крат краше" древнеримских дорог, являвшихся в то время эталоном дорожного строительства.

Строящаяся трасса "Таврида" во многом повторяет древний маршрут.

Арочный однопролётный Малый каменный мост был построен через ручей Ашиль (левый приток реки Булганак), который протекал в этом месте, но к концу XIX века полностью пересох. Название моста, хотя и условное, не лишено смысла, так как к западу от него по картам XIX века на реке Кучук-Карасу изображён мост большего размера.

Конструкции Малого каменного моста тщательно сложены на растворе из тёсанного природного камня. Длина моста – около 30 метров, ширина – около 8 метров, ширина арки – не более 2 метров. По сторонам моста возвышался парапет – ограждение из крупных тёсаных каменных блоков. Позднее он обрушился.

На некоторых блоках парапета и арок были обнаружены процарапанные или вырезанные надписи. В основном это инициалы или фамилии лиц, в разное время проезжавших здесь. Среди русских имён встретилась и надпись латиницей. На одном из камней арки процарапана дата – 1861 год.

В XIX веке мост несколько раз перестраивали и ремонтировали. В деталях этих перестроек ещё предстоит разобраться. Не исключено существование в этом же месте и более ранних конструкций для перехода через ручей. Судя по старым картам и обнаруженной на камнях дате, сооружение использовалось как минимум до 60-х годов XIX века.

Верхняя часть моста.

В XVIII-XIX веке тракт Карасубазар – Феодосия был довольно оживленным. Это подтверждают и находки, сделанные при раскопках моста. Они представлены, в первую очередь, конскими подковами и деталями упряжи. Попадаются и монеты середины XIX века, но их немного.

Отдельно стоит отметить находку пулелейки и 7 свинцовых пуль. Эти изделия могут свидетельствовать о том, что у моста находился постоянный пост. Это совершенно не удивительно, так как именно в этой точке сходились две дороги: одна шла с востока из Феодосии, вторая – с юго-востока из Судака.

В наше время от почтового тракта XVIII – XIX века с его многочисленными мостами почти ничего не осталось. Практически по его трассе прошла дорога Белогорск – Золотое Поле. Открытый мост является единственным сохранившимся архитектурно-инженерным сооружением, памятником дорожного строительства XVIII – первой половины XIX века не только на этом тракте, но и во всём в Крыму. Он расположен в непосредственной близости от трассы "Таврида".

"После небольшой реставрации мост может стать интересным объектом демонстрационного показа, иллюстрирующего преемственность дорожного строительства в России XVIII и XXI веков. Трудно было бы найти иной, более яркий, пример этой преемственности", – отметил директор Института археологии Николай Макаров.

Напомним, что мы и раньше писали о раскопках Института археологии. Например, об арабских монетах в Суздале, античной крепости в Крыму и роскошных украшениях знатной сарматки.